Папки-передвижки

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей

Бутина Анастасия Сергеевна
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений. Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире.

Публикация «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей» размещена в разделах

Для того чтобы взрослые могли оказать детям своевременную и грамотную помощь в процессе их развития, необходимы теоретические знания и практические советы специалистов. В этом случае сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка.

Особый интерес в связи с этим вызывает проблема выявления возможностей сотрудничества педагогов и семьи, содержанием которого является организация детского экспериментирования.

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.

Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.

Экспериментирование, бесспорно, является не только средством экологического воспитания и образования, но и умственного развития,так говорится в программе «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ.

Профессор Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущий вид деятельности – именно экспериментирование. Исходной же формой последнего является манипулирование, которое возникает чаще всего уже в 3-3,5 месяца и затем развивается в трех направлениях : игра, труд и непосредственно экспериментирование. Понимая или ощущая, что исследовательское поведение детей всегда опасно в той или иной мере (хотя бы и в очень малой, взрослые стараются контролировать, ограничивать и даже пресекать исследовательскую активность ребенка. Однако полное пресечение исследовательской инициативности даже из соображений безопасности невозможно и нецелесообразно. Сами возникающие новые опасности требуют исследования. Поэтому педагогическая задача должна состоять в том, чтобы формировать у детей навыки разумного исследовательского поведения и предвидения возможных опасностей. Она, к сожалению, не имеет универсального решения, которое в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий, возможностей ребенка и педагогических способностей родителей и педагогов. Важно понимать, что, лишая ребенка ситуаций риска, предоставляющих ему возможность нести ответственность за свой выбор, за принятые им самим решения в детском саду, мы лишь откладываем решение проблемы во времени и переносим его за пределы детского сада, тем самым увеличивая степень риска для ребенка. Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную любознательность. И взрослым необходимо помочь детям – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы

В дошкольном учреждении для этого создаются :

1. Уголок природы с растительными и животными объектами и инструментарием для ухаживания за ними, календарем природы и погоды, дневниками наблюдений;

2. Зона экспериментирования, в которой можно найти различный материал и инструмент для опытов по плавучести, сыпучести, горючести, прозрачности, намагничивания;

3. Наборы для демонстрации человеческих способностей.

Многие настольные игры способствуют развитию и тренировке экспериментаторских способностей: «Как хлеб в дом пришёл», «Как росло яблоко», «Вершки и корешки», «Сосчитай на ощупь», «С чьей ветки детки», «Времена года» и т. д. И наконец, эксперименты, которые педагог проводит на занятии, дают ответы на многие детские вопросы, возникающие в ходе реализации образовательной программы.

Родителям необходимо предоставлять возможность рассмотреть организованные в группах зоны, познакомиться с настольными развивающими играми, побывать на занятиях и изучить используемые методики. Педагогам необходимо делиться опытом: консультировать индивидуально, демонстрировать литературу, обсуждать проблемы и положительные моменты за круглым столом.

Опытные педагоги в дошкольном учреждении активно используют возможности экспериментирования, состоящего из следующих этапов: выделение и постановка проблемы; выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; представление результатов. Ребенок проходит через все эти этапы под руководством взрослого. Но и дома родители могли бы очень многое дать своему малышу, развивая в нем необходимые качества и умения с помощью очень простых, но эффективных приё мов: игр, упражнений, наблюдений и собственно экспериментов.

Мотивация родителей, их заинтересованность в организации экспериментальной деятельности будут только благотворны в развитии детских наклонностей. Повышение уровня грамотности родителей, знание ими содержания и видов деятельности позволят более эффективно содействовать работе педагогов.

Использование экспериментирования в образовательном процессе дошкольного учреждения и помощь со стороны родителей в совершенствовании экспериментальных наклонностей детей дают замечательные результаты:

1. Мыслительные процессы ребёнка активизируются в связи с необходимостью совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

2. Внимание и наблюдательность приобретают целенаправленный характер.

3. При выдвижении гипотез, высказывании суждений, умозаключений и выводов стимулируется развитие речи.

4. Эмоциональная сфера ребёнка получает положительный заряд в результате освоения нового знания путём совершения маленького чуда – опыта, эксперимента.

5. Развиваются творческие способности детей, формируются новые трудовые навыки и укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Таким образом, детское экспериментирование благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка.

Активная познавательная позиция ребёнка — главное направление в Программе «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ, так как «ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта». Нужны именно действия самого ребёнка, который мог бы активно и увлечённо (ему должно быть интересно!

Чтобы достичь наилучшего результата в развитии дошкольников, непременно должно присутствовать сотрудничество педагогов и семьи. Оно образует следующую логическую цепочку: положительная мотивация на экспериментирование усиливает интерес родителей к этому виду деятельности, возникает осознание необходимости теоретических знаний, которые открывают содержание, направления и виды возможной работы с детьми. Такое объединение усилий родителей и дошкольного учреждения позволяет использовать экспериментирование как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.

Организовывая экспериментальную деятельность в детском саду, работая с родителями, я поняла что эксперименты вовлекают, «притягивают» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я провела консультацию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома»

Я стараюсь донести до родителей что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Объясняю родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, что пусть первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Разработала буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Домашняя лаборатория»

Мы стараемся привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы …» А добиться таких результатов, мы можем только в тесном сотрудничестве : педагоги – родители.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сотрудничество ДОУ и семьи.Сотрудничество ДОУ и семьи. Чем больше разнообразных мероприятий в детском саду, тем интереснее. Работая с детьми, нельзя не работать с их родителями. А чтобы найти.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей
Опубликовано: 19 марта 2021 в 08:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Бутина Анастасия Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД