Елена Петрова
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков дошкольников
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.
Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Исходя их статистических данных можно сделать вывод, что многие дети нуждаются в помощи логопеда. Большая часть старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное произношение, не умеют составлять предложения, рассказы, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.
Основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, воспитателю также отводится главная роль в формировании правильных речевых навыков также.
Воспитатель в течении всего рабочего дня имеет возможность формировать правильный речевой навык детей :
Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого она материала сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, теплая, новая.
-Когда дети умываются, можно говорить о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое, вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками).
-Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как ее расставляют на столы.
В процессе выполнения режимных моментов можно выполнять проговаривание чистоговорок, заучивание потешек, пословиц и т. д
На занятиях и вне их воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда. Когда ребенок не знает, как выразить свою мысль. Поправлять ребенка, если он разговаривает слишком громко.
Но важно помнить, что только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. При исправлении ошибки не следует повторять ее – нужно предложить ребенку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Темы занятия воспитателя и их задачи совпадают с логопедическими занятиями. Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создается благоприятная основа для эффективного развития ребенка, что в итоге способствует овладению речью.
Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти
В процессе речевого общения с детьми воспитатель должен использовать и невербальные средства (мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.
-Меткий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями (круглый, большой);
-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый);
-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
-помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
-являются образцами поведения детей;
-выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры. Спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не всегда все дети охотно участвуют в играх :речевая активность у одних больше, у других – меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогом.
-В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?».
При подготовке утренников особое внимание надо уделить детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стих дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе).
. Воспитатель объясняет, родителям для полноценного речевого развития ребенка семья играет очень важную роль. Если родители устраняются от этой работы, то пострадает их ребенок. Воспитатель знакомит родителей с играми. Игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне»
Например:
-Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку, «Волшебные палочки»(из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребенка:
«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща, «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Можно играть в «сладкие, кислые, соленые, горькие слова).
Игры с целью развития грамматического строя речи
«Приготовим сок» (Из яблок, груш, вишни сок какой?. И наоборот: апельсиновый сок из чего)
-По дороге в детский сад, из детского сада «Я заметил», «Волшебные очки», «Доскажи словечко»
Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи дает полноценное речевое развитие ребенка.
Темы занятия воспитателя и их задачи совпадают с логопедическими занятиями. Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создается благоприятная основа для эффективного развития ребенка, что в итоге способствует овладению речью.
Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.