Светлана Станкина
Консультация для воспитателей «Рисуем акварельными красками»
▼ Скачать + Заказать документы
Акварель – это водяные краски, которые отличаются прозрачностью цвета. Акварелью называют также произведения, выполненные этими красками, и саму технику живописи.
Сочность и шелковистость летней травы, необъятность неба и лёгкость облаков, глубину и прохладу воды, нежность и хрупкость лепестков – всё это могут передать волшебные краски в маленьких чашечках-кюветах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Рисуем акварельными красками“» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Эти краски легко увлажняются водой, дают чистые и яркие цвета. Бумага для акварели должна быть плотной, белой, с зернистой, шероховатой на ощупь поверхностью (перед началом работы её протирают влажным поролоном, а кисти – мягкими, чтобы набирать ими достаточное количество воды. Лучше всего для этого подходят колонковые или беличьи кисти. Для тонирования необходимо иметь широкую плоскую кисть № 12, для рисования – кисти № 6-8, для прорисовки мелких деталей рисунка – кисти № 2-3. Кроме того, у детей должна быть палитра (или небольшая баночка с водой) для разведения красок, салфетка или кусочек поролона для снятия излишков воды и смачивания бумаги.
Акварельная техника достаточно сложна, поэтому знакомство с ней происходит в старшем дошкольном возрасте.
Необходимо научить детей готовить краски к работе. Сначала пусть они попробуют набрать неувлажнённую краску на сухую кисть. У них ничего не получится. Но чудо произойдёт, если в чашечку с краской капнуть с кисти немного воды. Если поиграть с акварелью, погладить её влажной кистью – она в ответ подарит нам свой цвет. Дети узнают, что эти краски «любят» воду и набирать их надо только влажной кистью. Игра продолжается. Одна краска может «подарить» цвет разной насыщенности. Дети набирают её кистью и проводят горизонтальную линию через весь лист, промывают кисть водой и сразу же проводят ей по краю цветовой дорожки. Он получается более светлым. Повторяя данный приём, можно добиться градаций цвета по оттенкам без разрывов. Дети убеждаются, что одна и та же краска даёт несколько оттенков.
Необходимо также научить детей разводить краску на палитре или в баночке с водой, а затем использовать при тонировании бумаги для работ по аппликации или последующего рисования другими материалами. После того как дети научатся тонировать одним цветом, можно применять две и более краски.
При работе несколькими красками важно сначала хорошо увлажнить бумагу, иначе переход от одного цвета к другому будет слишком резким. Дети могут провести несколько линий разных цветов на некотором расстоянии одна от другой, а затем, размывая края каждой линии, добиться плавного перехода одного цвета в другой.
Когда дети научатся правильно тонировать лист и разводить краску, можно их познакомить с более сложными приёмами рисования акварельными красками.
Приём «высветление цвета» используется на влажном фоне. На тонированной бумаге промакиваются кистью, салфеткой или ватным тампоном излишки краски (высветляется изображение облаков на голубом небе, рыбок в воде, белых шариков одуванчиков в зелёной траве). Слегка подсохшую краску можно поцарапать стекой или черенком кисти (получатся колючие еловые веточки).
Очень нравится детям приём рисования «по-сырому». Лист белой бумаги хорошо смачивается водой, тонируется, а затем по влажной поверхности наносится изображение более насыщенным или контрастным цветом. Данный способ чаще всего используется при рисовании пушистых зверей, цветов, крон деревьев.
Вместо бумаги можно взять белую ткань, разложить её на целлофане (чтобы не пачкать стол, обильно смочить, разгладить руками или жёсткой кистью для удаления пузырьков воздуха из-под ткани. После нанесения изображения ткань не снимается с целлофана до полного высыхания. Этот элемент техники батика подходит для изображения букетов цветов, морских и горных пейзажей.
При рисовании акварелью, как правило, не используются белила, так как они лишают краску прозрачности и чистоты тона. Для передачи белого цвета в рисунке можно или не заполнять цветом предполагаемые участки изображения, или снять лишнюю краску чистой кистью (поролоном, или использовать приём «пробела» - на листе бумаги проводятся свечой или светлыми восковыми мелками штрихи, волнистые линии, затем лист смачивается водой и на него наносятся акварельные краски необходимых цветов и оттенков. Под воском бумага остаётся неокрашенной, белой, поэтому при нанесении, например, синей краски получается рисунок моря и волн, голубой краски – рисунок неба с облаками, зелёной – лужайки.
Можно несколько усложнить задачу. Дети выполняют рисунок цветными восковыми мелками, затем тонируют лист акварельными красками.
Нанесение на кальку контура изображения тёмными мелками в сочетании с прозрачной акварелью поможет создать витражные композиции, очень похожие на настоящие.
Так же, как и при рисовании гуашевыми красками, при рисовании акварелью можно использовать различные приспособления для создания необычной, фактурной поверхности изображения. Наряду с тычками или кусочками поролона подойдёт и целлофан. На влажный лист бумаги наносят пятна красок холодных тонов (цвет может вливаться в цвет, на краску выкладывают ажурные сухие травинки и листья растений, затем накрывают большим куском полиэтиленовой плёнки (она должна быть гораздо больше листа бумаги, чтобы образовались заломы и складки, пузырьки воздуха). Целлофан остаётся на бумаге до полного её высыхания, затем его снимают и. перед нами, в переливах холодных тонов, удивительные морозные узоры!
Готовые акварельные рисунки можно сделать более выразительными, если дополнить их деталями, выполненными сангиной (причём её можно использовать и при рисовании «по-сырому», тогда линии сангины имеют бархатистый, слегка размытый контур, углём, фломастерами, тушью и карандашами.
Техника рисования акварельными красками предусматривает использование карандашного наброска, но большинство детей дошкольного возраста не могут в достаточной мере регулировать нажим простого карандаша, и набросок под прозрачной краской слишком резко диссонирует с лёгким рисунком. Поэтому целесообразно выбирать такие технические приёмы, которые позволили бы не выполнять наброска.
При работе с акварелью дети должны знать, что сначала в рисунке всегда используются более светлые и прозрачные тона, а затем – насыщенные тёмные. Это правило можно с успехом применять в декоративном рисовании по мотивам гжельской росписи. Техника «мазок с тенями», характерная для Гжели, даёт в декоре готового изделия «растяжку цвета», т. е. постепенный переход от темно-синего до бледно-голубого в одном мазке. Это достигается набором краски на боковую сторону влажной кисти. Для детей дошкольного возраста такая техника рисования затруднительна, но акварельные краски, разведённые водой на палитре, а затем дополненные более насыщенным синим цветом, с успехом имитируют переход оттенков «мазка с тенями». В данном случае роспись выполняется детьми на неувлажнённой бумаге, без наброска, путём накладывания более тёмного слоя краски на более светлый.
При применении акварельных красок на занятиях по изобразительной деятельности воспитатель должен тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый результат для того, чтобы дети поняли различие между гуашью и акварелью и могли в дальнейшем сознательно использовать особенности этих красок для создания выразительных, творческих рисунков.