Корчик Елена Михайловна
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Корчик Елена Михайловна воспитатель МБДОУ детский сад №89 «Дюймовочка» г. Брянска
процесс овладения родным языком,
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
умением пользоваться
языком как средством познания
окружающего, усвоения опыта,
накопленного человечеством,
как средством познания самого…
как могучим средством общения
и взаимодействия людей.
А. А. Люблинская
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) содержание образовательной программы до - школьной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названых образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Коме того, задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально – коммуникативное развитие» : развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутые становятся фразы. В этом возрасте у детей начинает появляться особый интерес к словам. Дети всё чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Младшие дошкольники уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со словом они относят конкретный предмет, количество предмета, действие, которое с ним совершается. Но они ещё не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки, т. е. звуковой анализ слова им ещё не доступен. Не устойчив ещё и голос младших дошкольников: некоторые дети говорят очень тихо, чуть слышно, другие – крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Это создаёт благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию. В зависимости от содержания и ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.
К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых. На данном возрастном этапе дети, овладевшие программным материалом в предшествующей группе, имеют достаточно развитое фонематическое восприятие. Они хорошо справляются с заданиями, направленными на различение некоторых пар звуков, на подбор слов с этими звуками т. д.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
В современных программах детского сада развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдение правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.
Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Проблема воспитания звуковой культуры речи является актуальной.
Воспитание звуковой культуры речи - одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. В нее входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношение (говорение, речепроизношение). Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными.
Нам нужно воспитывать полноценную личность, поэтому надо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Не редко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Анализируя и изучая работы педагогов и психологов по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что, к настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий. Однако фундаментальные и прикладные задачи еще не решены.
3. Из всех задач обучения детей родному языку одна полностью должна быть решена в детском саду. Это воспитание чистого и правильного произношения. Детский сад должен передать в школу детей без недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи тесно связана с развитием других сторон речи. В тоже время, работа по звуковой культуре речи требует особого подхода. Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи. Помимо этого, отдельные упражнения включаются в другие виды занятий, прогулки, игры.