Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников»

Баранова Надежда
Консультация для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Эмиль Жак-Далькроз)

Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится при работе с дошкольниками на музыкальных занятиях. Как известно, развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие чувства ритма у дошкольников“» размещена в разделах

Формирование чувства ритма начинается с первых дней жизни ребенка. Мир встречает человека не очень приветливо. Резкая смена температуры, слепящий свет. И, наконец, ребенок ощущает мамино тепло, родной голос, знакомый стук маминого сердца. Его спасительный ритм примиряет малыша с новым миром, ведь в этом ритме он провел предыдущие девять месяцев жизни. В ритме маминого движения малыш вспоминает свое внутриутробное состояние, когда они с мамой были единым целым. Ритмом пронизана вся наша жизнь: ритмично стучит человеческое сердце, шумит морской прибой, день сменяется ночью, а зима – летом.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. А чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и воспроизводить его. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, как правило, слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным.

Но, современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать в работу уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковой гимнастики, ритмических упражнений.

И, конечно, же чувство ритма развивается на муз. занятиях. Ритм присутствует во всех моментах занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

.

Мы привычно используем в играх с малышами покупные развивающие музыкальные игрушки. Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только присмотреться и посмотреть на них чуть-чуть иначе. Вы знаете, что я работая с детьми применяю различные предметы-заменители на музыкальных занятиях: «музыкальные» орешки, каштаны; кирпичики из деревянного конструктора. А сегодня я вам хочу рассказать о ритмических палочках. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется КЛАВЕСЫ.

Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно клавесы делают из бука, сосны и берёзы.

Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки…

Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.

Знакомство с клавесами можно начинать с раннего дошкольного возраста, причин тому несколько:

1. Сделаны из дерева (безопасны для детей,

2. Приятны на слух и на ощупь;

3. Можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочку о палочку.

4. Развивает творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

5. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

6. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Поэтому, сегодня я вам покажу несколько приёмов игры на клавесах.

Начнё м с изучения с одной палочки: катаем в ладошках, крутим в руке, зажимаем в кулак, проводим палочкой по всему телу: за спиной, под ногами и над головой, делаем восьмерку под ногами хватая палочку разными руками и т. д.

Затем продолжим работу с двумя палочками: зажимаем палочки между ладонями и катаем их; попробуем «забить» одну палочку другой в кулак; перекрещиваем палочки; дирижируем оркестром и т. д.

Приё мы игры на клавесах:

- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;

- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;

- трём одну клавесу о другую;

- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)

-вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»)

-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)

-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали

-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)

- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу

- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»)

- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Музыкальные игры с клавесами вызывают положительный эмоциональный настрой у ребёнка. Когда мы работаем с палочками, мы сочетаем речь и движение, поэтому очень часто музыкальные руководители используют на логоритмике. Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей.

Практическая часть:

Игра№1 «Делай как я».

Цель: учить детей реагировать на смену движений.

Варианты игры:

- шагать палочками по полу «топ-топ»;

- стучать палочками «тук-тук»;

- стучать «шляпками» палочек;

- стучать основаниями палочек;

- перекатывать в ладошках, «греть» палочки;

- катать «колбаски» по полу;

-стучать палочками над головой;

- прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Игра №2 «Учим палочку танцевать»

(Играем с одной палочкой)

Цель: учить детей передавать не сложный ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит.

Палка – палочка лежит.

(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать

(хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры.

Спасибо всем за работу.

Уважаемые коллеги! Закончить нашу встречу мне хочется словами:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников»
Опубликовано: 20 марта 2022 в 20:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Баранова Надежда (УИ 1632870) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД