Юлия Кащаева
Консультация для воспитателей «Работа с агрессивными детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать
"Работа с агрессивными детьми дошкольного возраста"
Агрессивность
– устойчивое свойство личности, выраженное в стремлении использования насильственных действий, которые направлены на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Одним из проявлений агрессивности личности является агрессия, которая рассматривается нами как направление или поведение, направленное на нанесение психического или физического вреда.
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа с агрессивными детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
У детей существует две формы проявления агрессии: враждебная деструктивность и недеструктивная агрессивность.
Первая — механизм удовлетворения желания, способности к достижения цели и адаптации. Она побуждает ребенка к защите своих интересов и прав и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая — враждебное поведение, желание причинить боль, чтобы потом получить от этого удовольствие. Конечным итогом такого поведения бывают конфликты, снижение адаптивных возможностей ребенка и становление агрессивности как черты личности.
Причины возникновения детской агрессивности:
- если ребенку не хватает родительской любви;
- родители плохо заботятся об основных потребностях ребенка, интересы ребенка игнорируются;
- если у ребенка была острая травма или травматические обстоятельства, которые запомнились, долгое расставание с близкими в раннем возрасте;
- слабость родителей (уклоняющийся отец, беспомощная мать);
- нет мужского образца поведения (или отца);
- ревность, непринятие, жестокость со стороны сестер или братьев;
- личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психические заболевания;
- гиппоопека — когда детям можно всё;
Укреплению агрессивных форм поведения способствует:
- скандалы в семье;
- применение физической силы во время семейных ссор;
- привлечение ребенка к просмотру (участию) жестких видов спорта, компьютерных игр, фильмов, мультфильмов;
- одобрение агрессивного поведения, как способа уладить конфликт.
Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста.
Большинство педагогов считает, что подавление агрессивных проявлений приведет в группе к обстановке уравновешенности и дружелюбия. К сожалению, это опасно: агрессию, которую подавили не исчезает, а накапливается в ребенке. В один прекрасный день она вырывается наружу.
Коррекция агрессивного поведения ребенка
Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста. Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, няни помимо игры, имеется система неспецифических методов.
Неспецифические методы можно разделить на две группы:
1. Методы изменения деятельности детей;
2. Методы изменения отношения к ребенку.
1. К первой группе относятся:музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия. Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Библиотерапия — это метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом.
Рисование— в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.
Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример — великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.
Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить нежелательное поведение — перестать на них реагировать. В ответ на демонстративное поведение ребенка взрослый должен ответить на вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, что ничего не случится, кроме того, что ребенок лишится внимания, можно смело проигнорировать поведение.
2. Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь воспитателю, няне подготовить пособия к занятию, или постоянное — проводить физ. минутки.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы упражнений и приёмов из разных направлений коррекционной работы.