Алла Богданова
Консультация для воспитателей «Проблема инклюзивного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений и проблем. Инклюзивное образование детей с ОВЗ не регламентировано нормативно-правовыми документами, отсутствует механизм финансирования и реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в массовой школе. В настоящий момент рабочей группой авторитетных экспертов России подготовлена специальная глава по инклюзивному образованию проекта нового Закона РФ об образовании, разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть Федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ. В нескольких субъектах РФ уже принят ряд региональных законов, законодательных актов, положений, инструктивно-методических писем, определяющих порядок и механизмы реализации инклюзивного образования на практике.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проблема инклюзивного образования“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Проблема недостаточности материально-технической базы. В школах почти нет специального оборудования общего и индивидуального пользования. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами – как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации.
2. Нехватка узких специалистов – логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры (ЛФК) – для сопровождения включающего обучения.
3. Проблема профессиональной и психологической неготовности общих педагогов к работе с детьми с ОВЗ (невладение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень курсовой подготовки, профессиональная неуверенность, страх, отсутствие опыта общения с детьми с инвалидностью).
4. Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.
5. Отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса и разрозненность ведомственных усилий. Наличие межведомственных барьеров между системой образования, системой социальной защиты населения и здравоохранением. Наличие системных барьеров между коррекционными и общеобразовательными учреждениями. По данным мониторинга, около 80% учителей коррекционных школ против инклюзии.
6. Ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.
7. Наличие тупика в получении аттестата по окончании массовой школы для детей с серьёзными нарушениями (синдром Дауна, аутизм, интеллектуальные нарушения).
8. Слабые возможности получения профессионального образования и выхода на рынок труда. Лицам с инвалидностью трудно найти работу. В связи со всей сложностью, противоречивостью и ограниченностью инклюзивное образование детей с ОВЗ сопряжено с определёнными рисками развития.
Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями [25, с. 80].
Большую роль в этом вопросе играют родители, их мнение и желание обучать своего ребенка в той или иной школе. Им принадлежит право «решающего» слова. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т. д.).
Наиболее значимыми трудностями оказываются социальные барьеры, возникающие во взаимоотношениях людей. Они не связаны с материальными или финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в сообществе родителей. Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для взрослых участников образовательного процесса, потому что у большинства педагогов нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую готовность принять их [25, с. 82].
Учителя, которые уже имеют опыт работы по принципам инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
1. Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе».
2. Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи.
3. Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач.
4. Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Они вовлекаются в разнообразные виды общения с учениками, благодаря чему узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимая своих учеников и своё призвание.
Выводы по второй главе
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Таким образом, развитие инклюзивного образования в России пока еще находится только в стадии развития. Существует много проблем с которыми сталкиваются педагоги, обучая детей с ограниченными возможностями такими как недостаточная обеспеченность материальной базы, наличие барьеров между ведомственными структурами, нехватка специалистов, профессиональная и психологическая неподготовленность педагогов к обучению детей с ОВЗ и т. д.
Детей с ограниченными возможностями здоровья нужно принимать такими, какие они есть, уделять им свое внимание, а жалость и презрение убрать подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.