лариса липова
Консультация для воспитателей «Природа и музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Благодаря воспитанию прекрасного в природе и искусстве,
человек открывает прекрасное в самом себе»
«От красоты природы – к красоте, слова, музыки и живописи.
Через красоту – к человечности»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Природа и музыка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все начинается с детства. И все в детстве закладывается. Наша задача это осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов Жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого мы должны воспитывать основы экологического сознания, основы истинной культуры в детях. Настоящая культура – не этикет, а образ мыслей, чувств, их качество. Истинно культурный человек не может быть разрушителем, он не станет бессмысленно убивать, разрушать, уничтожать живое. Он просвещенный, нравственный, одухотворенный человек. Для него норма – сознавать себя частью Природы. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу. А для этого, он должен развить и улучшить себя.
На смену нам приходит новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. А что реально может пробудить эту любовь в детях? Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. В. А. Сухомлинский писал: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах». Мы знаем, что до 7 лет дети особенно восприимчивы, и первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Не видя красоты вокруг, не воспринимая ее, не восхищаясь, ребенок остается глухим, безучастным к тому, что его окружает. Отсюда грубое отношение к природе, к людям. Но, чтобы красота затронула душу и сердце ребенка, мы, взрослые, должны помочь ее увидеть, ощутить. Мы находим эту красоту в природе, искусстве, в самом человеке. Одним из видов искусства, оставляющим глубокий след в душе ребенка, способным своей яркостью возвышать, пробуждать лучшие человеческие чувства, является музыка.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
С самого раннего детства мы стараемся окружить ребенка красивыми музыкальными образами, создавать особое настроение на занятиях. Вначале ребенок просто слышит и восхищается красотой музыкальных произведений, затем узнает, как она создавалась, начинает различать новые грани, выразительные средства, изобразительность музыки, больше вникать в созданные мастерами – музыкантами образы. Ребенок начинает ценить красивое и прекрасное в природе или музыке только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Постепенно дети начинают отличать красоту от безобразия, сознательно делать свой выбор, творить и поступать по законам красоты. Все это входит в задачи эстетического воспитания, которое неразрывно связано с воспитанием нравственным.
Ребенку необходимо показать лучшие образцы национального и мирового искусства, которые являются ценностями общечеловеческими. В этом может помочь парциальная программа по слушанию музыки О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Она состоит из шести разделов, два из которых посвящены непосредственно природе : «Природа и музыка», «Музыка рассказывает о животных и птицах». Здесь собраны лучшие произведения русских и зарубежных композиторов, среди них циклы: «Времена года» П. И. Чайковского (12 произведений, «Времена года» А. Вивальди (4 скрипичных концерта, «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Раздел «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы («Дождь и радуга» С. Прокофьева, «Эхо в горах» С. Майкапара, «В поле» А. Гречанинова и т. п., времени года («Зимой» Р. Шумана, «Весна» П. Чайковского, «Осень» Ц. Кюи и т. п., дня («Зимнее утро» П. Чайковского, «Вечер» С. Прокофьева и т. п.). Произведения подобраны в контрастных сопоставлениях (разные настроения в картинах утра, вечера, разные ручейки, дождики и т. д.). На таких сопоставлениях легче учить детей различать выразительные средства музыки и других видов искусств (поэзии, живописи, танца, находить черты сходства и различий настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунке, движениях, оркестровке.
Раздел «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Необходимо развивать образную речь детей, умение находить характеристики музыкального образа того или иного персонажа, опираясь на различение средств выразительности музыки. Важно учить детей передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, развивая детское творчество.
Голоса природы мы слышим в музыкальных произведениях, которые включены и в другие разделы. Например, «Танец лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» («Сказка в музыке», симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева («Музыкальные инструменты и игрушки», «Во поле береза стояла» р. н. п. в обр. Н. Римского-Корсакова, «Ходила младешенька по борочку» р. н. п. («Песня, танец, марш»).
Пьесы предназначены для слушания детьми разного возраста. Педагог отбирает в каждой теме произведения, доступные детям. В следующем году возвращается к слушанию полюбившихся произведений по данной теме, расширяет представления детей о музыке, предлагает слушать новые произведения. Такой вот принцип спирали, по которому каждый тематический блок и программа в целом на каждом возрастном этапе в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей. Для младших дошкольников материал дается более целостно, обобщенно, больше внимания уделяется общему впечатлению, общему характеру музыкального произведения, изобразительности, восприятию красоты природы, музыки. По мере взросления ребенка больше внимания уделяется на детали, выразительные средства музыки. Дети учатся сравнивать, сопоставлять различные природные явления с музыкальными образами, применять усвоенное на новом витке общего и музыкального развития.
Но говоря о классике, ни в коем случае нельзя забывать и о народном творчестве – русском и татарском фольклоре. Ведь и композиторы часто использовали народные мотивы в своих произведениях.
Жизнь народа тесно связана с природой, а в далеком прошлом от природных явлений, от умения приспосабливаться к ним часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носило земледельческий характер. Полнейшая зависимость от природы заставила земледельца примечать даже мельчайшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Эти знания, жизненный опыт вылились в пословицы и поговорки, а понимание истинных причин многих природных явлений, смены времен года приводило к возникновению многих обрядовых праздников. Так, видя, что приход весны связан с прилетом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ, люди обращались с запевками и закличками к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой скорее вернуться в родные края; выпекали из теста фигурки птиц, подбрасывали их в воздух, подражали птичьему щебетанию.
В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому существу, говоря нежно, ласково: «березонька раскудрявая», «травушка-муравушка», «чисто полюшко». Многие песни, хороводы из обилия фольклорного материала настолько красивы, напевны, что уже стали народной классикой.
Многие моменты фольклорных обрядов, песни, хороводы, заклички, запевки можно широко использовать с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе. Дети с большим удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках, например «Масленица», «Карга боткасы»; узнают много нового, интересного о родной природе, ее приметах, об обычаях и праздниках татарского и русского народа, жизнь которого была тесно связана с природой. Экологические праздники могут быть посвящены различным природным явлениям и событиям (урожаю, цветам, золотой осени, зимней скульптуре, лесу, лугу, воде, прилету птиц, а также общезначимым датам – Дню здоровья, Дню Земли, Дню защиты окружающей среды и др. Праздники необходимы нам, потому что праздник – это радость, а без радости не может быть творчества, не может быть развития. Любой наш труд вместе с детьми должен всегда нести радость и нам, и детям, только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться.
Детские композиторы, поэты, а также и классики не обошли стороной тему природы. Очень богат песенный репертуар, посвященный природным явлениям («Солнце улыбается» Е. Тиличеевой, Л. Некрасовой; «Снег идет» Т. Попатенко, А. Гангова, временам года («Зимушка хрустальная» А. Филиппенко, «Вот и весна» Л. Олифировой; «Урожайная» А. Филиппенко, Т. Волгиной, флоре и фауне («Ива» Л. Бирнова, Е. Карасика; «Лесная песенка» В. Витлина, Л. Кагановой; «Не обижайте муравья» Л. Олифировой; «Кузнечик» Р. Паулса, В. Плудониса; «Летние цветы» Е. Тиличеевой, Л. Некрасовой; «Синичка» Л. Бирнова, В. Семерина, различным стихиям и т. п.
Дети с удовольствием воспринимают и исполняют этот яркий музыкальный материал. И мы в свою очередь должны стараться подбирать то или иное произведение для слушания, песенный, танцевальный, игровой репертуар так, чтобы оно вызывало в детях только положительный отклик, несло в результате радость сопереживания и эмоциональный подъем. В этом случае наша работа будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что нахлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации.