ирина аверина
Консультация для воспитателей. «Повышение общей и моторной плотности на занятии по физкультуре в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Повышение общей и моторной плотности на занятии по физкультуре в ДОУ»
Начнем с определения, что такое моторная плотность и общая плотность.
Публикация «Консультация для воспитателей, „Повышение общей и моторной плотности на занятии по физкультуре в ДОУ“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85 %. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.
Общая плотность занятия определяется как отношение педагогически оправданного времени к общей продолжительности занятия. Общая плотность занятия, так же как и моторная, выражается в процентном соотношении. Что значит педагогически оправданное время?
Педагогически оправданное время включает время, затраченное:
• на восприятие объяснений, указаний, словесных инструкций педагога;
• наблюдение детьми образца выполнения упражнений;
• осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми;
• отдых между выполнением физических упражнений;
• раздачу и уборку пособий, перестановку физкультурных снарядов.
Воспитатель должен заранее продумать организацию этих действий, чтобы выполнить их с минимальными затратами времени.
Случайные организационные неполадки, например, отсутствие необходимых пособий, их недостаточное количество, нарушение дисциплины, появление в зале посторонних лиц, недочеты в одежде и обуви детей и др., определяются как педагогически неоправданная потеря времени.
Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.
Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре необходимо:
- при подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;
- запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;
- при планировании работы необходимо учитывать, что сильные по физиологическому воздействию движения должны чередоваться с успокаивающими, трудные с менее трудными, знакомые упражнения с новыми;
- поддерживать положительный эмоциональный интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;
- предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно-гигиенические требования, одежду и обувь.
Важно тщательно продумать методы и приемы регулирования двигательной активности детей.
В вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумывать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой. При музыкальном сопровождении дети точнее выполняют движения.
При организации общеразвивающих упражнений важен их подбор по степени сложности с учетом физической подготовленности детей. Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т. д., ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово, использование мелких физкультурных пособий. Все это позволяет увеличить физическую нагрузку и повысить интерес к выполнению упражнений.
Оптимальная двигательная активность детей во время общеразвивающих упражнений может быть достигнута путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений, темпа их выполнения.
С целью оптимизации двигательной деятельности детей во время основной части занятия важно использовать такие приемы:
- Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).
- Включение разных способов организации детей:
фронтальный (одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми, эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения высокой активности детей, больше подходит для младшего возраста.
поточный (упражнения выполняются друг за другом, непрерывно, потоком; используется для отработки, совершенствования движений, обеспечивает высокую активность детей, конкретно в нашем детском саду, этот метод подходит не всегда, мало места для детей старшего возраста.
групповой (дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание, затем группы меняются местами; способ требует высокой самостоятельности, хорошей дисциплины, воспитатель наблюдает за всеми, но находится с той группой, которая выполняет новое упражнение или требующее страховки, применяется в ст., подг. группах,
индивидуальный (ребенок самостоятельно выполняет отдельное упражнение; используется при показе упражнения, в целях уточнения деталей, при работе над качеством движения, помогает увидеть основные недостатки; индивидуальная работа должна иметь место при любом виде организации детей).
- Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений (если показывает ребенок, необходимо заранее его подготовить).
- Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.
- Использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр.
- Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
Приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования :
- создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий;
- размещение (подвешивание, прикрепление и т. д.) на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий, таких как доски, ленты, мишени для метания и пр. ;
- объединение разных пособий в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики;
- перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование;
- создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, с мелкими геометрическими формами, для упражнений с простейшими тренажерами и тренажерами сложного устройства.
В заключительной части занятий необходимо позаботиться о восстановлении дыхания у детей и возврате частоты их сердечных сокращений к исходному уровню, включая игры малой подвижности, упражнения на растяжку и релаксацию. В своей работе я использую релакс в конце занятия.
В старшем дошкольном возрасте повышению интереса к движениям и, следовательно, двигательной активности способствует использование соревновательных мотивов, например: «Кто дольше попрыгает через скакалку», «Кто дальше метнет мешочек», «Кто быстрее забьет шайбу в ворота».
Таким образом, максимальная эффективность занятий по физической культуре обеспечивается, если они строятся и планируются с учетом всех дидактических принципов, если предусматривается целесообразное чередование физической нагрузки и отдыха, последовательное увеличение нагрузки.
Важно не заорганизовать детей, решать вопросы психологического благополучия, здоровья детей через связь с другими видами деятельности и, самое главное, все, что предлагается детям, должно нравиться им.