Анна Музалёва
Консультация для воспитателей подготовительных групп «Речевое развитие детей 7 года жизни»
▼ Скачать
«Речевое развитие детей 7 года жизни».
Развитие речи дошкольников в подготовительной группе осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению детей с окружающим, с природой, с художественной литературой, а также вне занятий: играх, труде, повседневной жизни.
Воспитание звуковой культуры речи.
Публикация «Консультация для воспитателей подготовительных групп „Речевое развитие детей 7 года жизни“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Ребенок владеет правильным произношением всех звуков родного языка, может отвечать на вопросы не торопясь, достаточно четко выговаривать слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения, изменять в зависимости от содержания высказывания силу голоса (говорить тихо, громко, темп речи (говорить быстро, медленно, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Однако у некоторых детей еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи. Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков (главным образом свистящих, шипящих, в нечетком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Среди детей данного возраста есть и такие, которые нечисто произносят слова, говорят недостаточно отчетливо, нечетко артикулируют звуки. Некоторые дети еще не умеют регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Все эти недостатки не всегда выражены достаточно ясно, и нужна тщательная проверка, чтобы их обнаружить.
Словарная работа.
Основными задачами словарной работы является обогащение словаря, его закрепление и уточнение, активизация. Все эти задачи взаимосвязаны. Однако в старшем дошкольном возрасте, когда накоплен в основном достаточный запас слов, задача уточнения и активизации словаря выступает как ведущая. В словарной работе важно не только увеличить объем пассивного словаря, т. е. количество понимаемых ребенком слов, но и активизировать употребление ребенком как можно большего числа разнообразных слов в его собственной речи. Только при этом условии будет совершенствоваться умение полно и точно выражать свои мысли, повысится эффективность речевого общения.
Наибольшую трудность для детей могут представлять задания на подбор синонимов (слов, разных по звучанию, но имеющих одинаковые или близкие значения) и антонимов (слов, противоположных по значению).
Если детей затрудняет выполнение задания, взрослый сам называет нужные слова. Например: «Заяц трусливый. Как можно про него сказать по- другому? (боязливый, пугливый) .Работа над синонимами способствует усвоению различных значений одного и того же слова, приучает выбирать наиболее подходящее и избегать повторения одних и тех же слов. Взрослый обращает внимание детей на то, как интересно узнавать различные значения одного и того же слова.
Для уточнения понимания слов, противоположных по смыслу, полезны и задания ответить на вопросы типа «Что бывает глубоким?» «Что бывает мелким?» «Что может быть трудным?» «Что может быть легким?» и т. д.
Формирование грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речи направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правилах, элементарного осознания явлений речи и языка.
Детям сообщаются некоторые грамматические правила: слова пальто, кофе, какао, пианино не изменяются;
одевают кого-то, надевают что-то.
При ознакомлении детей с окружающим необходимо привлекать их внимание к названиям предметов, объектов, людей. Пояснять, откуда возникло то или иное название («Строители- строят», «Учитель- учит» и т. д., что есть слова, которые обозначают профессии.
Необходимо обогащать словарь дошкольника разными частями речи с учетом особенностей их морфологической структуры. (Например, знакомя детей с названиями посуды, следует подчеркнуть, что они не всегда образуются одинаково: «Посуда для сахара- сахарница, для салата- салатница, можно сказать и салатник; а для чая есть два вида посуды: для сухого чая- чайница, а для заварного- чайник»).
Развитие связной речи.
Развитие связной речи является главным аспектом обучения старших дошкольников владению родным языком.
Словарная работа, которая направлена не только на обогащение словаря, но и углубление понимания детьми смысла, значений слов, способствует тому, что ребенок, приобретая постепенно умение точно, правильно обозначать предметы, явления, их качества и взаимосвязи, все более успешно применяет усвоенные слова в связных высказываниях.
Развитие связной речи тесно связано с формированием грамматических навыков и с лексической работой. Все эти задачи хорошо взаимодействуют при анализе литературного произведения, во время рассматривания картин Ребенок учится распознавать смысловые оттенки слова. Грамматические упражнения полезно использовать при пересказе, рассказывании по картине или игрушке, в разных видах творческого рассказывания.
Развитие связной речи тесно связано с воспитанием звуковой культуры речи. Сила голоса, дикция, интонационная выразительность влияют на связность речи. Упражнения по звуковой культуре речи учат ребенка чувствовать границу предложения и интонационно оформлять связное высказывание.
Взрослый должен постоянно прислушиваться к речи детей, исправлять ошибки. Речь взрослых должна быть примером для подражания.
Очень важно пробудить у дошкольников стремление говорить правильно, интерес к литературным нормам языка.