Наталья Кожевникова
Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Кожевникова Наталья Петровна
МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Дельфиненок»
Г. Минеральные Воды
«Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…» (из восточной легенды)
Публикация «Консультация для воспитателей „Гендерное воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
«Гендер» (род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли : к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Содержательна и по стилю система воспитания. Феминизирована, как педагогическими кадрами :99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины, так и в семье - 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
• в физическом развитии и социальном поведении;
• в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
• в проявлении агрессии.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли :
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированная модель:
1. Средство:
• игры
• народные сказки
• пословицы
• колыбельные песни
2. Методы:
• игры
• познавательно-развивающие этические беседы
• проблемные ситуации
• схемы-действия
3. Формы:
• игровая деятельность
• экспериментальная
• проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует 3 типа мотивации:
1. игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
2. личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
3. общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Главными педагогическими задачами являются:
• оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
• расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
• поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
• создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Особенности развития мальчиков:
- У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своейгиперреактивности.
- Смелее.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.
- Себя зачастую изображают на фоне машин.
- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
- Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты
Особенности развития девочек:
- Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. -Девочки дышат грудью
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
- Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
- Быстрее утомляются.
- Чувствительны к шуму.
- Кожная чувствительность выше.
- Ориентируются на ближнее зрение.
- Менее подвижны. Более усидчивы.
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
- Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам.
- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.
- Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей.
Психологическое различие - Мальчики:
• Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
• Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.
• Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
• Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
• Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.
Психологическое различие - Девочки:
• Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.
• Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.
• Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
• Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
• Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.
• Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.
Советы воспитателям :
1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
4. Используйте чаще разные головоломки для девочек.
5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными.