Мамаева Анастасия Владимировна
Консультация для воспитателей «Планирование и организация родительских собраний в детском саду»
▼ Скачать
Одной из основных форм общения воспитателей с родителями в дошкольном учреждении являются родительские собрания. Они помогают родителям раскрыть важные стороны воспитания, развития и обучения ребёнка, а также выстроить правильную педагогическую стратегию. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, посетить собрание или они считают, что и так всё уже знают о своём ребёнке. Поэтому, вам уважаемые педагоги нужно знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией и как эффективнее провести родительское собрание.
Публикация «Консультация для воспитателей „Планирование и организация родительских собраний в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Планирование. Планы работ
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
(СЛАЙД 2) Виды родительских собраний
Существует 7 видов родительских собраний
1. Организационные - на которых составляются и утверждаются планы работы, выбирается совет родителей, распределяются мероприятия с участием родителей.
2. Установочные - (инструктивные) на этих собраниях родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе.
3. Консультативные - здесь обсуждаются те или иные (общие) групповые мероприятия, требующие совета, поддержки и одобрения родителей.
4. Внеплановые - созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.
5. Тематические - посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
6. Информационно-просветительские - такие как система педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах по вопросам воспитания и обучения.
7. Отчётные (итоговые) - имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Как же правильно и интересно провести родительское собрание? В первую очередь необходимо помнить, что у родительского собрания как и у любого мероприятия существует своя структура.
Во-первых, это подготовка. (СЛАЙД 3)
Подготовка к родительскому собранию начинается как минимум – за 2-3 недели до проведения:
1) выбор темы – планируется заранее в рабочей программе;
2) определение его целей и задач;
3) изучение научно-методической литературы;
4) проведения диагностического микроисследования (анкетирование, опрос);
5) определения вида, формы и этапов родительского собрания;
6) подготовка конкурсов по теме собрания. В конкурсах участвуют дети и родители. (СЛАЙД 4)
7) подготовка выставок по теме собрания. Все работы выставляются до начала собрания. Педагог знакомит родителей с детскими работами. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.
8) запись на магнитофон ответов детей.
9) приглашение сказочного героя.
10) приглашения родителей и других его участников ( объявление например: (СЛАЙД 5) “Уважаемые мамы и папы!
Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему “.. .. .. .” (указать тему родительского собрания).
Предлагаем подумать над следующими вопросами:
1.. .. .. .. .. .
2.. .. .. .. .. .
3.. .. .. .. .. .
, пригласительные для родителей сделанные руками детей - приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с использованием
бросового и природного материалов и вручают их родителям за неделю до собрания); (СЛАЙД 6)
11) составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;
12) оборудование и оформление места проведения родительского собрания;
13) распределение обязанностей по подготовке собрания.
Назначаются ответственные за:
- музыкальное оформление;
- организацию конкурсов;
- оформление группы и столов
14) подбор оборудования и материалов для собрания.
Время проведения собрания 1 час, оно традиционно состоит из 3-х частей: вводной 15 мин. ( цель: организовать родителей и создать благоприятную психологическую атмосферу, основной 30 мин. (выступления педагогов, специалистов) и 15 мин. «разное» (обсуждение вопросов содержания ребёнка в детском саду).
Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем.
(СЛАЙД 7) Приёмы начала родительского собрания :
«Игра в имена»,
«Карусель»,
«Любимое занятие»,
«Предмет моего детства»,
«Презентация соседа»,
«Хобби глухих»,
«Узелки»,
«Сообщение»,
«Игра в мяч»,
«Здравствуйте»,
«Снежный ком»,
«Ребёнок в нас»,
«Клубочек знакомств»,
«Ассоциации» и др.
«Клубочек знакомств» - Родители садятся в один большой круг, у одного в руках клубок ниток. Каждый сообщает своё полное имя и что-то о себе, например: «Меня зовут…я очень люблю петь… Зажимает в руке свободный конец нити и и кидает клубок следующему родителю. Таким образом клубок передаётся всё дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем родители обговаривают понятие «сплочённость» и что этому может способствовать. После разговора нужно будет снова распутать паутину. Каждый родитель возвращает клубок предыдущему, называя его по имени. Так клубок возвращается к первому участнику.
«Ребёнок в нас» - Родители становятся в круг. Бросая мяч, участники обращаются друг другу фразой: «Мне кажется в детстве ты был (а (озорной, скромной,и т. д.)». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей.
«Хобби глухих» - Каждый изображает на листе бумаги символ своего хобби-увлечения (кулинария, рукоделие, рыбалка, охота, альпинизм, садоводство и т. д.). Разговаривать при этом запрещается. Каждому нужно, используя только наглядное представление, найти партнёра по интересам. Далее идёт презентация друг-друга с определением точности совпадения хобби.
Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
При проведении этой части собрания также можно использовать различные формы: (СЛАЙД 8)
1. Педагогическая лаборатория
2. Читательская конференция
3. Аукцион
4. Лекция – семинар
5. Душевный разговор
6. Мастер – класс
7. Ток – шоу «Есть мнение»
8. Педагогический консилиум
9. Круглый стол
10. Мозговой штурм
11. Педагогический капустник - это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт
12. Видеокоррекция (просматривание видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и педагога, родителя и ребёнка, педагога и ребёнка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение);
13. Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговыемоменты.
14. Презентация - такая форма предполагает знакомство с чем-либо или кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото-видеоматериалами. Презентацию могут подготовить как родители, так и педагоги.
15. Видеозаписи, слайд-шоу - просмотр видеофильмов, слайдов обычно очень нравится участникам собрания. Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний.
16. В этой же части можно показать любую деятельность детей
(СЛАЙД 9) Приемы активации родителей на собрании :
«Определение понятий» (родители дают формулировку какого-то
понятия так, как и они его понимают, воспитатель подводит итог);
«Согласен- не согласен» (цель – выявление знаний родителей по каким-то вопросам, корректировка родительских установок)
«Блиц-опрос» Решение проблемных ситуаций (для педситуаций следует брать проблемы вашей группы, ситуации лучше разыгрывать)
Игра «Карусель» ( здесь действует правило: никого не оспаривают,
учитывается любое мнение; работа малыми группами).
«Клубок проблем» (когда участники собрания определяют проблемы,
прописывают их, сплетают в клубюок, затем, распутывая клубок, поочердно
решают эти проблемы).
«Горячий стул» (тому, кто на горячем стуле – это может быть врач,
психолог, логопед и т. д. – участники собрания задают свои вопросы,
согласно теме собрания.
«Аквариум» (выделяется группа из3-4 человек, они садятся в центр
круга, остальные по кругу. Группа в центре обсуждает проблему, связанную
с темой собрания, остальные следят за ходом обсуждения. Малая группа
задает направление общей дискуссии).
«Информационные углы» (дается несколько точек зрения,
высказываний на тему собрания, они распределяются по углам, участники
выбирают то утверждение, которое им ближе и встают в соответствующий
угол.
В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским советом.
Родительское собрание целесообразно завершить рефлексией (оценкой ожиданий участников, оправдались ли они).
(СЛАЙД 10) Приё мы проведения рефлексии:
«Что нового вы сегодня узнали?» письменный ответ или «Венок знаний» (родители берутся за руки, как бы сплетают венок, и
каждый при этом говорит, что положительным было, какие знания, умения
получил).
«Рисунок дня» родители выражают своё отношение к собранию рисунком, поясняя его смысл.
«Слово дня», «Жест дня», «Блиц-опрос»,
«Интервью»
«Анонимный совет» (участники получают карточку, в которую
вписывают совет воспитателю, другим участникам собрания).
«Чудесный ларец» (участникам предлагается ответить. Что бы они
хотели положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из того, что
узнали, получили на собрании).
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.