Елена Ковальчук
Консультация для воспитателей «ПДД — работа по всем направлениям»
▼ Скачать + Заказать документы
ПДД - работа по всем направлениям.
Частью воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, остаётся актуальность темы по изучению правил дорожного движения. Эту работу следует проводить в соответствии с программой, не допуская перегрузки детей лишней информацией, при участии и поддержке родителей.
В связи с этим перед педагогами ставятся задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о ПДД, в ходе образовательного процесса и свободной самостоятельной деятельности.
2. С помощью информации, активизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний дорожного движения
Публикация «Консультация для воспитателей „ПДД — работа по всем направлениям“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
3. Пополнять содержание уголков безопасности дорожного движения в соответствии с возрастной категорией.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей на улицах города, не должна проходить в виде одного-двух занятий в год. Её нужно проводить систематически по специально разработанному плану, который должен взаимодействовать со всеми разделами программы. Непосредственно должен включаться в воспитательный процесс на развивающих и обучающих занятиях по ПДД, а также через реальное восприятие дорожной обстановки. Реализовываться во время целевых прогулок и экскурсий по тротуару для наблюдения за движением, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно знакомить детей со знаками и указателями, дорожными разметками.
При проведении занятий воспитателю, нужно охватывать все виды детской деятельности. Главное - донести до детей смысл необходимых знаний, формировать навык осознанного безопасного поведения на улицах города, чтобы полученные знания ребёнок смог реализовать через продуктивную деятельность и выполнял в повседневной жизни, в играх за пределами детского сада. Педагоги должны развивать в ребёнке навык сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание того, что является правильным и неправильным, привычку сдерживать свои порывы и желания (идти на жёлтый, бежать когда опасно, уезжать далеко вперёд от родителей на велосипеде или самокате и т. д.).
Задача педагога, продолжать решать программные задачи по возрастным группам и с каждым годом всё глубже погружают детей в эту проблему.
Так в 1мл. группе детей знакомим с легковым и грузовым автомобилем, общественным транспортом. Узнаём из каких частей состоит машина, учим красный и зелёный цвет. Следовательно в уголке должен быть набор транспорта, иллюстрации транспортных средств, макет светофора,
атрибуты к с/р игре "Водители"(шапочки с разными видами машин, цветные рули).
Во 2 мл. группе продолжаем знакомить и распознавать транспортные средства, закрепляем цвета красный, жёлтый, зелёный, знакомим с правилами поведения о общественном транспорте, даём понятие "тротуар" и "проезжая часть", профессия водитель. В уголок безопасности к уже имеющимся атрибутам добавляем простой макет улицы, где есть тротуар и проезжая часть крупного размера. Игры на квалификацию видов транспорта, пазлы типа "Собери транспорт" из 2-3 частей.
В средней группе знакомим детей с пешеходным переходом, знаком перехода, знак остановки,с правосторонним движением на тротуаре, а также знакомим с назначением каждого сигнала светофора по отношению к пешеходам и транспорту, поведением в общественном транспорте. Развиваем умение решать проблемные ситуации. Соответственно пополняем уголок дидактическими играми, на макет улицы необходимо нанести пешеходный переход, а светофор имеет переключающие сигналы.
В старшей группе дети узнают много нового. Они знакомятся с темой "Перекрёсток","Дорожные знаки","Работа регулировщика", пешеходным светофором, машинами специального назначения, правилами перехода улицы при выходе из автобуса, автомобиля. В группе появляется макет перекрёстка со съёмными элементами для моделирования ситуаций, решения логических задач, отработки навыков безопасного перехода проезжей части. В уголке набор дорожных знаков, атрибуты инспектора ДПС, жезл, фуражка.
В подготовительной группе знакомим с "Островком безопасности", световыми сигналами автомобиля, работой регулировщика. Продолжаем решать проблемные ситуации на дороге в виде карточек, систематизируем знания о ПДД, узнаём новые дорожные знаки.
Во всех без исключения группах, хорошо иметь фланелеграф или магнитную доску для моделирования дорожных ситуаций, а также набор видеороликов содержащих информацию,как для детей, так и для родителей.
Необходимо постоянно использовать словесные методы это:
устное изложение новой темы, беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, составление рассказов и сказок.
Наглядные методы интернет-ресурсов, иллюстрации, мультфильмы для детей типа "Смешарики. Правила дорожного поведения", "Дорожная азбука тётушки Совы".
Но всё таки, как бы мы не старались использовать все методы воздействия на ребёнка в изучении правил дорожного движения опыт показывает, что наиболее эффективной и доходчивой формой разъяснения является игра. Увлекаясь ею, дети легче и быстрее усваивают основные требования. В игре они начинают осознавать, кто такие водитель, регулировщик, у детей возникает представление и появляется уважение к этой профессии. Воспитывать дисциплинированного пешехода нужно с раннего возраста, как только ребёнок начинает делать первые шаги. Начинают эту работу родители, а продолжают воспитатели при поддержке и соучастии родителей. Но чтобы эта работа была плодотворной и давала положительный результат, воспитатели должны сделать родителей своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности детей. Здесь следует вспомнить ФГОС Дошкольного образования часть 3.1 пункт 8 - работа с семьями (законными представителями, что нужно учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями, используя эффективные формы и методы. Здесь не лишним будет напомнить, что в родительских уголках должны быть информационные стенды, привлекающие внимание родителей яркими лозунгами: "Дисциплина на улице - залог безопасности","Цена спешки - жизнь вашего ребёнка" и т. д., папки-передвижки, лэпбуки, памятки, буклеты, рекомендации. Сам уголок должен содержать:
1. Информацию о дорожном транспортном травматизме и причинах его возникновения.
2. Рекомендации по обучению детей безопасному поведению на дороге. 3. Перечень и описание игр направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний.
Время от времени воспитатели должны проводить беседы и консультации, организовывать собрания с родителями на которые можно пригласить инспектора ГИБДД, семинары-практикумы, вечера досуга. В настоящее время, среди многих эффективных методов взаимодействия с родителями является проектная деятельность, где дети-дошкольники являются активными субъектами образовательного процесса. Педагог систематически организует выставки аппликаций, рисунков по теме, коллективных работ. Составляет альбомы из рисунков по темам. Всё это должно ориентировать родителей на постоянное решение с ребёнком проблемных ситуаций на дороге.
Основным результатом в работе педагога и родителей будет сформированность у ребёнка трёх основных навыков поведения: навык внимания, навык наблюдения, навык самоконтроля.
Все методы и приёмы, как со взрослыми так и с детьми хороши, но чтобы был результат в воспитании грамотного пешехода они должны работать, а от того как мы это сделаем зависит жизнь наших детей.