Ларина Светлана Геннадьевна
Консультация для воспитателей «Организация экологических мини-музеев в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы по совершенствованию профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников».
Экологический мини -музей природы» - это экологическое пространство в детском саду, которое позволяет проводить с детьми и взрослыми интересную работу по экологическому образованию, пропаганде экологических знаний.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация экологических мини-музеев в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В создании мини-музея в группе есть свои преимущества.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К
тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты и рассказывают о них.
Дети должны чувствовать свою причастность к мини-музею : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, делать их своими руками.
ТЕМАТИКА МИНИ-МУЗЕЕВ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗЛИЧНОЙ, ГЛАВНЫЙ
КРИТЕРИЙ СООТВЕТСТВИЕ ВОЗРАСТУ.
ГДЕ РАСПОЛОЖИТЬ МИНИ-МУЗЕЙ?
У любого расположения мини-музея есть свои минусы и плюсы.
ГРУППОВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в
любое время обратиться к материалам музея, а дети могут рассматривать
экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу,
использовать некоторые экспонаты в режиссерских играх, проводить самостоятельные исследования и эксперименты.
РАЗДЕВАЛКА
Имеет те же преимущества, что и музей в группе, плюс у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Как оформить мини – музей?
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличатся кратковременностью, неустойчивостью.
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.
Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды,столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости,например, на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше
всего смотрятся коллекции, т. е. предметы одного наименования. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это усложняет задачу удержания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
Использование ширм. Использование стендов.
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках
деревьев.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТЕНДОВ
Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея.
Лучше всего смотрятся стенды на мешковине или бортовке. Особую нарядность им придают элементы из ситцевой ткани. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея происходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по цвету, форме, расположению. А этот факт играет немаловажную роль для привлечения и удержания внимания детей. Если для музея определено специальное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
ПРИМЕРНОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПОНАТА
Рисунок (фотография) экспоната
Название: указываются научные, бытовые, народные названия. Можно
подчеркнуть, почему он называется именно так.
Где собран: указывается место сбора, его особенности (например, Урал —
горы, страна (если это не Россия, среда: водная (растет в воде, наземновоздушная (летает, наземная, почвенная.
Кем собран: фамилия, имя отчество «дарителя». Можно выделить семейные
экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.
Краткая информация об экспонате: где встречается, почему такое название,
особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у
камней, как используется человеком, проблемы охраны, связи с другим
компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным,
из каких растений сделано гнездо).
Как использовать в работе с детьми: при работе по каким программам и при
изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при
работе с детьми, какие виды деятельности можно использовать
(экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой могут
почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭКСКУРСИЮ ПО МИНИ-МУЗЕЮ
Информация должна быть объективной, научной, доступной.
Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой
экскурсии. Эмоциональный фон экскурсии усиливается постепенно. Вся познавательная информация предлагается в первой половине
экскурсии, а во второй половине организуется ее закрепление в
игровой форме.
Заключительная часть должна включать вручение подарков сюрпризов, соответствующих выбранной теме.
ИГРЫ ДЛЯ МИНИ-МУЗЕЯ
При создании и использовании мини-музеев мы не должны забывать о
том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому в
каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других
разделах детям предоставляется возможность играть.
Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. В процессе работы с детьми в мини-музеях можно отобрать и адаптировать к своим задачам ряд известных игр, а также разработать собственные. Важно, что их правила хорошо знакомы детям.