ольга Кузьмина
Консультация для воспитателей «Организация тематических прогулок в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Если правильно формировать первоначальные представления ребёнка об окружающем мире, культуре общения, красоте жизни посредством прогулок, то можно воспитать интеллектуально развитую, творческую личность…
В образовательном процессе дошкольного учреждения важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация тематических прогулок в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.
Правильно спланированное начало прогулки – залог её целесообразности. Если в группе проводились мероприятия, которые требовали больших умственных усилий и усидчивости, то вначале прогулки лучше организовать самостоятельную игровую деятельность, подвижные игры, можно организовать игры соревновательного характера. Если в физкультурно-музыкальном зале организована двигательная деятельность, то надо начинать с наблюдения или целевой прогулки по участку или по территории детского сада.
Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Многие даже опытные педагоги используют в своей работе методическую литературу, комплекты карточек развивающих прогулок, содержание которых разбито по сезонам и посвящается определённой теме ознакомления дошкольников с природой.
Прогулки в традиционной форме проведения на данном этапе развития образования отходят на второй план (рекомендованы во второй половине дня). Уместнее использовать тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе. По форме проведения это могут быть: прогулки-походы, развлекательные или спортивные прогулки с персонажем, прогулки-события и прогулки - трудовые акции.
3 слайд:
Прогулка-поход
Прогулка-поход - организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.
Цель и задача - оздоровление детей, т. к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%).
Факторы физической нагрузки детей:
возраст детей;
уровень их двигательной активности и подготовленности;
состояние здоровья, вид прогулки-похода;
погодные и климатические условия.
4слайд:
Структура прогулки-похода
Первая часть—вводная длительностью до 5 минут.
Цель— сбор, перекличка и проведение инструктажа. Сообщение задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости, проверка состояния личного снаряжения и готовность к походу.
5 слайд
Вторая часть - движение по разработанному маршруту (до 20-40 минут). Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами как для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движений: метание, бег, лазание и т. д., так и для наблюдения за интересными объектами.
5 слайд
Третья часть - привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т. д. В игры можно включать несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим, что тренирует в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, формирует ловкость, быстроту, координацию (до 15 минут). Например, преодоление паутины (из верёвок, затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». В зимний период года сокращается длительность отдыха на привалах, заменяются движения по сезону (ходьба по траве—ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке—ходьба «след в след»). Четвертая часть Сбор детей и уборка территории после привала. Пятая часть Движение группы до детского сада. Могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.
6 слайд:
Алгоритм подготовки прогулки-похода
Определение маршрута прогулки-похода.
Согласование маршрута с администрацией ДОО.
Тщательное изучение маршрута прогулки-похода, его прохождение взрослыми.
Привлечение родителей для участия в прогулке-походе.
Подготовка необходимого снаряжения.
Подготовка к проведению инструктажа для участников похода
(определение даты, времени и продолжительности прогулки-похода, рекомендации по экипировке туриста – форме одежды и содержание рюкзака).
Правила безопасности при проведении прогулки-похода
Движение группы по определенному и спланированному маршруту
Сопровождение детей взрослыми, не менее двух взрослых на группу
Присутствие медицинского работника и наличие аптечки
Проведение переклички по списку (несколько раз в течение похода)
Одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды, головной убор обязателен.
Соблюдение правил дорожного движения при переходе улиц и дорог
Соблюдение питьевого режима
Проводить прогулки-походы следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
7 слайд:
Прогулка трудовая акция
Трудовая акция (субботник)– ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.
Цель и задачи таких прогулок определяются воспитателем исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а также их физических возможностей.
Подобные прогулки следует проводить регулярно, но не чаще 2-3 раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того, чтобы не утомить детей однообразием, стоит подбирать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны друг с другом. На прогулках-трудовых акциях необходимо формировать понимание, что труд на природе – это не игра или развлечение, а серьёзное занятие. Нужно подводить их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлением птиц, уборке территории, очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы – это результат совместного труда всех.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста, получению доступных знаний. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.
Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитателям каждой возрастной группы необходимо позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.
8 слайд:
Трудовые поручения и виды трудовой деятельности для дошкольников:
Младший дошкольный возраст
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций; детей привлекают для выполнения простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. Работа организуется как «труд рядом», при этом дети не должны испытывать никакой зависимости друг от друга.
Средний возраст дошкольников
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. Дети уже могут самостоятельно заботиться о растениях, рыхлить землю, вместе со взрослыми на участке выращивать растения и цветы. При этом у детей воспитывается настойчивость и привычка прилагать усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.
9 слайд:
Старший дошкольный возраст
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя) .
Старшие дошкольники учатся трудиться в любое время года. Осенью могут убирать участок, собирать семена растений, сгребать листья. Зимой дети могут делать убирать снег с дорожки, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями живого уголка. Весной перекапывать, рыхлить землю, делать клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями. Детей нужно учить пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Следует помнить, что максимальное время, отведенное на трудовую деятельность детей на прогулке, в старшем дошкольном возрасте составляет не более 30-40 минут.
Детям дошкольного возраста нужно разъяснять правила безопасного общения с предметами и правила выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
10 слайд:
Правила организации трудовой деятельности
При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила:
Работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером
Материалы и инструменты должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей
Запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травмы или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.
При организации работы с детьми на прогулке играет роль эмоционального отношения к делу, которое задает воспитатель и тогда дети с удовольствием примут участие в труде. Важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, необходимо разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.
11 слайд:
Спортивная прогулка
Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используется разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.
Цель и задачи - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие, оптимизация двигательной активности детей.
Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
При распределении спортивных игр и упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях физической культурой (как в зале, так и на воздухе, и ежедневных игр и упражнений, которые проводятся воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
Спортивные прогулки могут проводится не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству.
В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельностями. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту», «Кто больше видов спорта с мячом назовет», игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге», на воображение («Изобрази вид спорта»).Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).
Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению спортивной прогулки является накопление детьми опыта пользования предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадионе (городской, школьный, дворовый).
12 слайд:
Развлекательные прогулки
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определённому виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
Цели прогулок-развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка воспитанников, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.
13 слайд:
Прогулка - событие
Прогулка-событие - особый вид тематических прогулок, посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности.
Например, День космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событие в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Цель таких прогулок– способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности.
Прогулка-событие обогащает знания детей, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту, формирует желание выходить на прогулку.
Регулярность проведения прогулок-событий может зависеть от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако такая прогулка не должна планироваться слишком часто.
14слайд
При организации всех видов деятельности на прогулке следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, активно использовать методы и приёмы, направленные на становление нравственных норм и правил поведения, общения.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.