Любовь Ципуринда
Консультация для воспитателей «Обучение рисованию с натуры в подготовительной группе»
Рисование с натуры – это изображение объектов, находящихся непосредственно перед рисующим. Рисунок с натуры – средство изучения мира. Познавательное значение учебного рисунка с натуры определяет его весьма важную роль в системе художественного образования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение рисованию с натуры в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Рисование с натуры
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Исследования психологов показывают, что у детей к 6 – 7 годам есть предпосылки к рисованию с натуры. Именно в этом возрасте зрительное восприятие может оказаться сильнее чем слово педагога. Необходимо использовать эту особенность и учить детей овладевать изобразительной стороной рисунка не по образцам, а с натуры, с реальных предметов, учить срисовывать линию с модели и завершать ее в нужной форме с соблюдением пропорций. Делать это в порядке от «общего к частному», как требуют правила рисования.
Подбор натуры и последовательность ее использования подчинены принципам постепенного перехода от изображения детьми простого по конструкции предмета к более сложному. Начинать обучение лучше с предметов округлой формы, состоящих из 1 - 2 частей.
Обучение лучше начинать осенью, так как для этого времени года характерно обилие овощей, фруктов, опадающих листьев. Почти все они имеют округлую форму, отличаются простотой конструкции и яркостью окраски. Следует выбирать для натуры знакомые и близкие детям предметы, но чтобы у них были новые качества, способные вызвать интерес (новая кукла, ваза знакомой формы, но с новыми украшениями).
В изобразительном искусстве постановке натуры и выбору точки зрения придается большое значение. Должно быть видно самое главное и характерное и, конечно, в первую очередь объемность натуры. Если мелкую натуру (яблоко, огурец, рыбку) дать каждому ребенку, это не только не улучшит, но даже помешает ее изображению, так как дети могут начать играть с предметом, и это отвлечет от основной задачи.
Натуру лучше устанавливать на уровне глаз детей. Если она лежит на столе близко к ребенку, то видна со всех сторон. Дети затрудняются выбрать точку зрения, и рисуют предмет со всех сторон.
Также дети затрудняются расположить рисунок на бумаге, определить соотношение величины рисунка и листа. Фоном может быть лист картона, по форме и цвету одинаковый с листом бумаги у детей На таком фоне выделяется форма натуры, ее положение в пространстве. Следует объяснить детям, что располагать рисунок надо так же, как им видна натура на фоне листа.
Рассаживать детей надо так, чтобы всем одинаково была видна фронтальная сторона предмета. Ставить столы в шахматном порядке, чтобы дети не заслоняли друг другу натуру; не допускать, чтобы кто – то сидел сбоку, откуда натура видна совсем иначе. Оставлять натуру на такое расстояние, чтобы дети одним взглядом могли охватить ее целиком. Такая постановка облегчает возможность учить детей располагать рисунок на листе бумаги, т. е. давать элементарные знания о композиции рисунка, не пользуясь показом. Тем самым у детей развивается способность самостоятельно находить на листе бумаги место и расположение рисунка. Иногда детям, сидящим сбоку, натура все – таки видна несколько иначе, чем во фронтальном положении. В таких случаях в процессе рисования надо индивидуально обратить внимание ребенка на это характерное положение натуры и ставить перед ним задачу – рисовать так, как видно.
Началом рисунка в изобразительном искусстве считается набросок карандашом общей формы натуры, ее пропорций и положения в пространстве.
Обучение наброску начинается с того, что детям показывают, как держать карандаш легко, без напряжения, подальше от графита. На отдельном листке рукой ребенка показать, как свободно и легко провести еле заметную линию, как ее исправить, если она получилась кривая. Затем объяснить, что такой еле заметной линией нужно изобразить контур общей формы или самой крупной части модели. После этого обязательно сравнить с натурой, если форма не получается, то следует обвести в воздухе карандашом очертание формы и перенести это движение в рисунок.
В развитии способности рисовать с натуры придается значение умению анализировать свой рисунок и рисунки товарищей. Надо учить детей прежде всего находить в рисунке достоинства. С первых занятий надо учить детей видеть чем рисунок, несмотря на ошибки, все –таки похож на натуру. Указывать, что верно передан цвет натуры, ее форма, пропорции и положение на листе. Важно на каждом занятии направлять внимание детей на правильность рисунка, его качества, лежащие в основе всякого грамотного рисунка.