Лариса Гунько
Консультация для воспитателей «Обучение детей рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Обучение детей рассказыванию»
Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь.
Эта задача входит как составное в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение детей рассказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Прежде всего надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного содержания, способствовать точному мышлению, возникновению творческой способности.
Обучая ребёнка рассказыванию, я помогаю ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения.
С детьми 3 -4 лет на занятиях по развитию речи нет специального раздела обучения рассказыванию. Особое внимание уделяла формированию навыков разговорной речи: дети слушали воспитателя, высказывались. Отвечая на мои вопросы, ребёнок описывал предмет, игрушку, картинку, занятие проводилось в игровой форме.
В средней, старшей и подготовительной группах на занятиях тоже использовала различные предметы и игрушки, картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводила специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной группе новым для детей видом обучения использовала занятия по творческому рассказыванию на предложенный мной сюжет.
Рассказы ребё нка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках, играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с друзьями, о природе и так далее.
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи, я старалась отбирать такой материал для рассказывания, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребёнка, его эмоциональные и эстетические переживания.
В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов :
- рассказы на реалистические темы, которые требуют от ребёнка жизненно – достоверного, точного изложения фактов на темы из личного опыта;
- творческие, которые создаются при активной работе воображения;
- описательные, в которых ребёнок выделяет существенные признаки, качества предметов, существующие между ними связи и отношения.
Например, тема: «Собираем урожай»,
цель: обучение правильному построений предложений с однородными членами (определениями).
Или тема: «Зимние забавы»,
Цель: учить составлять подробные описания, активизировать словарь, за счёт слов, обозначающих одежду, цвета.
Составление разного вида рассказов – наиболее трудный для детей род речевой деятельности, поэтому я постепенно переходила от постановки простых заданий к более сложным, но посильным.
Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети могут обращаться и к сказочным сюжетам. С живым интересом дети пробуют придумывать сказку с присущими ей жанрово – композиционными особенностями, сказочным зачином, повторами и так далее. Так совершенствуется словесное творчество.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы – схемы.
Я разработала мнемотаблицы – схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, птицах, животных, насекомых, овощах и фруктах. Эти схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предметов, обогащают словарный запас детей.
Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже – усложняла или изображала персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно – печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, логическое и образное мышление, внимание, зрительное восприятие.
Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.
Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но трудоёмкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.