Инна Беседа
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно - Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки».
Воспитание молодежи начинается в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в нашей детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотическое воспитание в саду находится в тесной взаимосвязи в нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Нравственно – патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувств патриотизму дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности : что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Из всех образовательных областей художественно – эстетического развития, единственно по –настоящему воспитывающей духовно – нравственное патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроения ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
-нравственной позиции (способности различения добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни»- говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями его обогатят. Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Патриотизм в современных условиях – это, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина – труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием»- говорил В. В. Стасов. Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, фольклором, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего сада знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и развлечениях и при участии в народных праздниках «Осенины на Кубани», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети нашего сада знакомятся с жизнью и бытом казаков, других народностей, населяющих Кубань. На музыкальных занятиях часто используются видео материалы, музыкальная фонотека с народной музыкой, и звучанием русского оркестра, дети знакомятся с понятием «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинил – неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни и сказки, поэтому их называют народными.
Знакомлю воспитанников и с выдающимися русскими композиторами П. И. Чайковским, М. И. Глинкой, Н. А. Римским –Корсаковым. рассказываю о том, что эти композиторы использовали в своем творчестве народные мелодии. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:
-развитию первоначальных певческих навыков у детей;
-очень эффективны в качестве распевания.
Дети с удовольствием слушают народную музыку и исполнят народные песни, инсценируя их: «Где был Иванушка?», «Веснянка», «Широкая Масленица», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах «Светит месяц», «Ах вы сени», «Красный сарафан», исполняют народные танцы «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка». Русская народная музыка постоянно звучит и во время утренней гимнастики, разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, придает движениям определенную окраску.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействует на его эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы, деды. Особое место в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военных лет, на военную тематику очень популярны среди детей, легко учатся и запоминаются.
Чувство патриотизма проявляется в умении детей дружески взаимодействовать друг с другом, в проявлении желания помочь, защитить, поддержать и сделать общее дело. Формировать эти желания и качества помогают спортивно – музыкальные праздники и развлечения «А ну –ка, папы», «День защитника Отечества», «Парад Победы», Эти мероприятия помогают воспитывать в наших мальчишках стойкость, мужественность, смелость, отвагу, гордость за отцов и дедов, победивших в Великой отечественной войне и в наше время сражающихся на полях войны и добивающихся целей и задач поставленных нашим Верховным Главнокомандующим.
Решение задач по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников – процесс длительный и сложный. Положительного результата мы можем достичь только в совместной работе всех педагогов нашего ДО совместно с родителями. Всем нам хочется заглянуть в будущее и увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»