Карина Негрустуева Ходжиевна
Консультация для воспитателей на тему «Экспериментальная деятельность: развитие поисковой и познавательной мотивации»
▼ Скачать + Заказать документы
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том,
что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной
деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация
мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Экспериментальная деятельность: развитие поисковой и познавательной мотивации“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление
ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка,
на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным
способом познания мира.
Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно реб нок слышит, видит, осязает окружающее.
Цели экспериментирования
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ,синтез,классификация, сравнение,обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
* Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Задачами экспериментальной деятельности дошкольника являются:
1 Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость,плавучесть, растворимость);
- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2 Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3 Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость) ;
4 Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце,земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;
5 Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6 Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в е состав песок и глину;
7 Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8 Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Экспериментально-исследовательская деятельность в
осуществляться в разных формах:
Познавательное занятие или часть занятия;
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
Наблюдение, труд в уголке и на участке;
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
Развлечения. Особенности организации детского экспериментирования в ДОу
*Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
*Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих
действий вслух).
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
Необходимо учитывать право реб нка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещ не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и
детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
В работе с детьми нужно стараться не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки)
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности сдетьми дошкольного возраста
1 Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2 Уточнение плана исследования.
3 Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4 Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5 Организация исследования.
6 Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования