Мария Талабаева
Консультация для воспитателей «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее актуально, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. У детей этого возраста развивается интерес к природе. Этот интерес надо поддерживать и развивать.
Публикация «Консультация для воспитателей „Экскурсия как средство ознакомления детей с природой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Детей старшего дошкольного возраста важно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: растениями и животными; сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.
В ознакомлении дошкольников с природой большое место занимает экскурсия. Экскурсия – это ознакомление с теми или иными объектами и их изучение по месту их нахождения, связанное с передвижением детей в определенной местности.
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, - а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Важно напомнить детям правила поведения на улице, природе, объектах.
Существуют несколько видов экскурсий :
- экскурсия в живую природу (парк, сквер, ближайшие лес и луг, в зону зеленых насаждений, грачевникам и т. д.);
- экскурсия в неживую природу (карьеры с разным видом почв, к водоемам и т. д);
- сельскохозяйственные экскурсии (ознакомление с трудом взрослых на огороде и в саду, поле; собственный труд детей).
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.
Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий — показать, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экскурсия на сельскохозяйственный объект включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу с взрослым, работающим на данном объекте, участие детей в труде. В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.
Таким образом, экскурсии и последующая работа должны способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, воспитывать бережное отношение к природе, учит соблюдать правила поведения, не допускающие нанесения вреда окружающему миру и не влияющие на состояние природы.
Значение экскурсий для детей дошкольного возраста состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека.
Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам природы, к ее великолепию.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. В процессе экскурсий дошкольники знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений наиболее важных связей и зависимостей в живой и неживой природе.
При этом активизируется их мыслительная и практическая деятельность, углубляются и упрочиваются познавательные интересы. Осознание взаимообусловленности явлений природы влияет на формирование предпосылок материалистического мировоззрения.
Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями и информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.
В дошкольном возрасте ребё нку важно взаимодействовать с объектами и явлениями: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. В результате будет развиваться восприятие ребёнка : он станет различать форму, цвет и другие части предметов.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, а также расширению умственного кругозора.
Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития у дошкольников познавательных интересов.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно - образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.
Результативность экскурсий во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.
Первый этап - подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.
Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов - это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:
- нацеливающее внимание, требующие констатаций фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, общения;
- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы. Для поделок, оснащения занятий (например, плоды деревьев для занятий по математике, ручному труду, опавшие листья, цветы, камешки и т. д.).
Третий этап экскурсии - заключительный. Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Итак, экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.
Мы видим, что трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил подрастающего поколения. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям.
Используемые источники
1. В союзе с природой, Л. И. Грехова, «Илекса», М, 2000.
2. Вышли мы все из природы, В. Р. Дольник, «ЛИНКА-ПРЕСС», М, 1996.
3. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, С. А. Козлова, «ЛИНКА-ПРЕСС», М,2013.
Интернет-ресурсы
- https://studwood.ru/2112669/pedagogika/ekskursiya;
- https://dohcolonoc.ru/cons/13541;
- https://www.stud24.ru/pedagogy/jekskursii-kak-sredstvo-oznakomleniya-doshkolnikov/231234-677810-page1.html;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy mir/2018/03/23/ konsultatsiya -dlya-pedagogov;