Ирина Горюшина
Консультация для воспитателей на тему «Профстандарт воспитателя ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Профстандарт воспитателя ДОУ»
В январе 2015г. вступил в силу приказ Минтруда России об установлении профессионального стандарта «Педагог», регламентирующего педагогическую деятельность воспитателя и учителя в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Профстандарт воспитателя ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для определённого вида профессиональной деятельности.
Под квалификацией работника, в свою очередь, понимается уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы.
Очевидно, что в наше время наиболее перспективным для оценки уровня профессионализма специалистов является компетентностный подход, ориентированный на целостное и многогранное описание требований к работнику. При разработке квалификационных характеристик такой подход акцентирует внимание не только на наличии у педагога определённых знаний, но и на возможности их использования, готовности применения в конкретных ситуациях для решения актуальных педагогических задач. Неслучайно основной содержательной единицей профессионального стандарта выступает описание профессиональной (базовой) компетенции педагога, отнесённой к тому или иному уровню его квалификации. Уровни квалификации определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника.
Не смотря на то, что профессиональный стандарт устанавливает требования к содержанию и качеству деятельности педагога, обозначает трудовые действия, необходимые знания и умения, однако в документе не говорится о личности педагога и тех качествах, без которых не обойтись в работе с детьми дошкольного возраста. О чём важно помнить педагогам, к чему нужно стремиться в профессиональной деятельности.
Отвечая на вопрос, каким должен быть воспитатель, следует выделять два аспекта.
Первое, это обладание педагогом теми личностными качествами, которые позволяют успешно работать: доверие и уважение к каждому ребёнку, поддержка детской инициативы и творчества, что приносит детям радость. Это подчёркивается и в ФГОС дошкольного образования. Для ребёнка очень важно, чтобы в течение дня воспитатель одобрил его, отметил хороший поступок, помощь кому-то из детей или педагогу, помощнику воспитателя.
Второе, повышение профессионального мастерства, которое позволит педагогу сформировать себя как всесторонне развитую творческую личность, активную, обладающую высокими нравственными качествами. Обладать личностными качествами для успешной работы с детьми Одно из важнейших качеств педагога – любовь к детям. Педагогу необходимы такие качества, как искренность, доброжелательность, уважительное отношение к ребёнку. От того, как воспитатель общается, взаимодействует с воспитанниками, их родителями, коллегами, зависит эмоционально – положительное состояние детей и какими мы их воспитаем. Педагог должен воспитать в себе такое качество, как терпение. В работе с детьми оно просто необходимо.
Педагогу важно формировать у дошкольников умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Можно считать, что характер общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми является одним из основных критериев оценки работы педагога. Совершенно необходимо и общение воспитателя с родителями воспитанников. Оно должно быть эмоционально положительным, доброжелательным, уважительным. Хороший педагог не будет жаловаться родителям на плохое поведение воспитанника, его неуспехи, а постарается разобраться в причинах подобных явлений и привлечь родителей к преодолению негативных проявлений ребёнка.
Конечно, одно из главных качеств педагога – творческое отношение к педагогической деятельности.
Творческая индивидуальность педагога проявляется в его педагогической деятельности, в организации творческой обстановки в группе детей. Развивать своё профессиональное мастерство К. Д. Ушинский отмечал, что настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием и самообразованием. Обозначим важные моменты в работе с детьми, о которых должен помнить педагог.
На каждом возрастном этапе развития ребёнка могут проявляться способности, имеющие приоритетное для него значение. Так на этапе дошкольного детства могут ярче проявиться художественно-творческие способности: к изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, двигательные способности и др. Это не значит, что именно они станут основой последующей жизни. Но то, что дети приобретут, занимаясь интересной для них деятельностью, ляжет в основу той способности, которая определит направление их взрослой жизни. Из этого также не следует, что не надо к детским увлечениям относиться не серьёзно. Важным фактором воспитания и обучения детей является среда, в которой протекает их жизнедеятельность уже с первых дней жизни. ФГОС ДО этому фактору, его включению в дошкольные образовательные организации, уделяет большое внимание. Поэтому среду для развития ребёнка необходимо организовать определё нным образом: она должна быть спокойной, дружественной, приятной для малыша.
У детей необходимо формировать интерес к окружающей жизни: людей, растений, животных, развивать психические процессы, без которых нельзя успешно овладеть любой деятельностью; развивать воображение, мышление, творческие способности, формировать эмоционально – положительное отношение к продуктам деятельности своим и других детей группы. Необходимо развивать самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.
Важно воспитывать у детей желание усовершенствовать результат своей деятельности, дополнять созданное изображение. Характер общения ребёнка со сверстниками, педагогами, родителями должен быть доброжелательным.
«Педагог должен быть для ребёнка образцом», - считал К. Д. Ушинский. Он должен быть добрым, уважать в ребёнке человека, но и быть требовательным. Важно помнить слова английского педагога и психолога начала 18 века Джона Локка: «Хвалить надо принародно, а укорять в одиночку». Не манипулировать детьми. Оценивать поступки, а не личность ребёнка.
Очень важно, чтобы педагог верил в ребёнка. Это вызывает у детей ответное доверие, уважение и знание, что воспитатель всегда поймёт, поддержит его.