Светлана Прокофьева
Консультация для воспитателей «Почему ребёнок играет»
Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребёнка и что такое детская игра для взрослых - родителей, воспитателей?
Для ребёнка игра — это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы. Игра является способом его самореализации и самовыражения. В игре ребёнок проявляет себя так, как ему хочется, и находится там, где ему интересно, участвуя в увлекательных событиях. У каждого ребёнка свой собственный мир игры. Однако, попадая в общество сверстников, он открывает для себя "миры" других детей. Порой ему бывает сложно понять и принять мир другого ребёнка и раскрыть свой собственный мир. По данным швейцарского психолога Жана Пиаже, способность передавать новое содержание в понятной для другого ребёнка форме появляется у детей лишь к семи годам. До этого возраста взаимопонимание детей основывается на уже известных им общих содержаниях. Такими общими содержаниями являются традиционные сюжеты детских игр. Дети по всему миру играют в "дочки-матери", "школу", "больницу" и другие подобные игры. Эти традиционные сюжеты дети узнают через родителей, других взрослых и старших детей с самого раннего детства.
Публикация «Консультация для воспитателей „Почему ребёнок играет“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Вообще, игра со старшими детьми или взрослыми для ребёнка значительно легче, чем игра со сверстниками. Взрослому достаточно намёка или реплики, чтобы понять ребёнка, ведь он является "универсальным понимателем". Поэтому игра со старшими является необходимым этапом для перехода к игре со сверстниками.
Первое время дети часто льют море слёз и обижаются друг на друга из-за взаимного непонимания. Совместная игра не удаётся, но играть поодиночке скучно. Поэтому дети снова объединяются, стараясь удержать друг друга и наладить игру, пусть и простую, но совместную. Построив сюжет, они сохраняют его и многократно повторяют. Эти повторения обусловлены не только желанием "остановить время" и повторить событие, но и стремлением снова получить удовольствие от общения со сверстниками. Со временем дети набираются опыта, и их совместная игра становится более слаженной. Она уже не ограничивается традиционными, известными всем сюжетами, а включает в себя создание новых историй — построение общего мира играющих детей. В этом процессе дети используют особый язык игры — жесты, мимику, действия с игрушками, что компенсирует недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства помогают детям достигать взаимопонимания в игре, раскрывать свой замысел и включать в игру замыслы других.
Содержание игры представляет собой активное творческое воссоздание реального мира. Основные элементы, из которых строится игра — персонажи, события, ситуации — отражают в сознании ребёнка его реальный опыт : знакомство с окружающим миром, содержание прочитанных книг, просмотренных фильмов и телепередач и т. д. В этом смысле содержание игры ограничено знаниями ребёнка. Однако, комбинируя знания из разных источников, ребёнок получает необходимую ему свободу, и по мере взросления содержание его игры выходит за пределы жёстких рамок непосредственного восприятия. Это одна из тенденций развития игры.
Другая важная тенденция в развитии детской игры — всё более точное воссоздание окружающей действительности. Это проявляется в предпочтении детьми игрушек, наиболее точно копирующих настоящие предметы, и в отказе от условных игрушек, лишь в общих чертах обозначающих предмет. Если нет игрушки, копирующей настоящий предмет, ребёнок обозначит его с помощью действий и слов, используя предмет, лишь отдалённо напоминающий настоящий. Игровые традиции и культура игры ограничивают свободу ребёнка. Традиционные сюжеты детских игр и производимые игрушки определяют тематику игры, ограничивая её проигрыванием конкретных сюжетных образцов и имеющихся игрушек.
Игровые действия могут быть различного характера. Например, куклу можно кормить по-разному: просто подносить ложку ко рту или подробно изображать процесс — зачерпывать еду из тарелки, подносить ложку ко рту куклы, опрокидывать её в рот и т. п. В первом случае действие обобщённое и свёрнутое по сравнению с реальным, во втором — более подробная и точная копия. Формы игровых действий также различны: действия с предметом (игрушкой, с воображаемым предметом или действие-слово. Например, ребёнок, играя в "доктора", делает уколы по-разному: может использовать игрушечный шприц и копировать действия врача, изображать действие без предмета или сказать: "Чик! Укол сделан!" Чем разнообразнее способы выполнения игровых действий, тем более свободен ребёнок в игре.
Таким образом, чем больше знаний у ребёнка и чем раньше он приобщается к игровой традиции и осваивает способы построения игры, тем свободнее он в своей игре.
Исследования педагогов и психологов показали, что полноценная игра развивается очень медленно, если ребёнок стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если взрослые (родители и воспитатели) целенаправленно управляют этим процессом, формируя у детей игровые навыки.
Какие же функции выполняет игра в развитии ребёнка?
Основная функция игры заключается в том, что она является средством социализации ребёнка. Через игру ребёнок на ранних этапах детства приобщается к культуре общества, осваивает исторически накопленный опыт деятельности и овладевает специфически человеческими формами поведения и способами действия с предметами.
С этой наиболее широкой функцией игры связаны остальные её функции. Поскольку через игровую деятельность ребёнок осваивает общественно выработанный опыт действий и отношений, именно в игре возникают основные психические новообразования и происходит переход на новые уровни психического развития.
Таким образом, игра — это не пустое занятие. Воспитатели и родители должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить ребёнку удовольствие, но и для воспитания полноценной личности.