Марина Юмашева
Консультация для воспитателей на тему: «Организация игровой среды в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 36» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей на тему : «Организация игровой среды в младшей группе»
Подготовила воспитатель : Юмашева Марина Анатольевна, город Салават, 2016год
Публикация «Консультация для воспитателей на тему: „Организация игровой среды в младшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Что характеризует детей, имеющих полноценное общение со взрослыми? Они: инициативны по отношению к старшему; стремятся привлечь его внимание к своим действиям; доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому; настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах; чувствительны к отношению взрослого, к его оценке и перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание, предпочитая предметное сотрудничество со взрослым, проявляют к нему свою любовь и охотно откликаются на ласку; активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить оценку взрослого.
Расскажу, как в процессе общения с детьми, я организую гибкую игровую среду в первой младшей группе.
Психологи утверждают, что на третьем году жизни у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования. Теперь у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения. Поведение ребенка, доставляющее взрослым столько хлопот, связано с двумя отличительными особенностями его психики.
Первая из них – ситуативность (интересно то, что находится в поле его зрения). Вторая характерная черта психики – особая эмоциональность восприятия окружающего мира (как радостно бросается он к новой игрушке или включается в уже известную, но интересную игру). Ребенок уже может на короткое время сдержать свои действия, желания. Однако надо помнить, что и в 3 года он легко возбуждается, быстро утомляется от однообразных действий. Вот почему нужна гибкая игровая среда в группе.
Самостоятельная деятельность детей нашей группы разнообразна.
Это: сюжетно – ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно – познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изодеятельность, проявления трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.
Чтобы правильно организовать гибкую игровую среду, необходимо было правильно расположить материал в группе, т. е. для каждого вида деятельности мы продумали определенное место.
В группе обновились : физкультурный, музыкальный уголки, игровая зона. Дети знают, что игрушки живут в определенном домике, поэтому после игры их надо убирать на место. Взяв игрушку, дети могут играть ею в любом месте, но постоянно слежу, чтобы детям было удобно играть, чтобы в выбранном месте не мешали другие дети, чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Если Матвей и Аскар берут мелкий строительный материал и располагаются с ним на полу, где играют с машинами Тимур и Степан, предлагаю детям построить что-нибудь за столом. Дети начинают переставлять кубики, я спрашиваю, что они построили. Они, конечно, стараются представить что-нибудь. В это время я строю самолет и читаю стихи А. Барто «Самолет построим сами…» и предлагаю посмотреть, на каком самолете мы полетим к «маме». Ребята подключаются к игре, стараются построить что-то подобное. А потом поем песенку «Самолет летит, самолет гудит…». Игра продолжается.
Психологической особенностью детей нашей группы является игра не вместе, а рядом. Поэтому игрушки надо расположить по всей игровой зоне.
На ранних этапах детства, когда их житейский опыт мал для того, чтобы отражать его в собственных играх, необходимо, чтобы взрослые помогали детям: раскрывали свойства предметов, показывали, как играть с ними. Вещь, побывавшая в руках взрослого, становится особенно привлекательной для малыша.
Это хорошо видно на данном примере. Используя индивидуальное общение с детьми, которые впервые приходят в детский сад: привлекаю внимание красивой игрушкой, рассматриваю красивую книжку с ребенком или играю в веселую игру, обыгрываю понравившуюся ему игрушку. Например, по моему совету, Аня принесла в первый день свою любимую игрушку – зайчика. Я обратила внимание, какой красивый зайка, сказала, что он впервые в нашей группе и хотел бы поиграть с ребятами. Аня встала в середину круга, и мы поиграли в игру «Зайка, зайка, что с тобой?» А потом спели про зайку веселую песенку: «Скачет между травами быстроногий зайка». Дети прыгали, веселились вместе с зайчиком, а Ане понравилось, как зайчик сказал мне на ушко, что очень рад, что побывал в гостях у ребят. Она узнала в свой первый день пребывания в группе, что зайчика можно не просто носить на руках, но потанцевать с ним и петь. А потом и покормить, умыть, уложить спать и т. д., т. е. можно произвести с игрушкой много – много действий. Благодаря этому эмоциональному настрою, девочка сказала, что завтра придет снова в детский сад.
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру – вот, пожалуй, главная особенность ребенка третьего года жизни. Для общения с детьми создаю в группе простор для движений, и для удовлетворения потребности их в движении, организую подвижные и хороводные игры, игры в физкультурном уголке: спрыгивание с черепашек, перешагивание через веревочки, ходьба по ребристой дорожке, игры с мячом.
Очень удачно проходят игры, когда я применяю художественное слово. Например: «Мой веселый звонкий мяч», «С камешка на камешек, с кирпичика на кирпичик на дорожку прыг». Игровой материал время от времени меняю, чтобы повысить интерес к нему. Известно, что дети такого возраста любят слушать, как гремят, звенят игрушки, поэтому Вильдан и Ярослав постоянно высыпали мелкий конструктор на ковер, ничего не строя, а затем неохотно собирали его обратно. В вечернее время, когда ребята после подвижной игры возбудились, я внесла этот конструктор и построила красивую башенку. Очень многие дети заинтересовались башенкой и стали сами строить. К детям снова вернулся интерес. Известно, что отсутствие интереса к окружающему миру – тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша или плохом контакте с окружающими людьми. То же проделываю иногда с игрушками: убираю на самую верхнюю полку шкафа надоевших кукол, а когда дети соскучатся, я достаю их и обыгрываю: варим кукле кашу, укладываем спать, умываем и т. д.
Выполняя роль ведущего, регулирую детские взаимоотношения, поощряю хорошие поступки, осуждаю плохие. Очень часто дети конфликтуют в игре, поэтому им читаю стихи: «Не сердитесь ручки, не деритесь ручки, вы играли, вы устали, не сердитесь ручки, отдохните ручки» или предлагаю пожалеть друг друга, поглаживаю сама по головке, по ушибленному месту, приговариваю: «У сороки не боли, у лисички не боли, у Димочки заживи». Как правило, это быстро успокаивает плачущего или обиженного малыша.
Для целенаправленного общения с детьми очень важно организовать методически правильно режимный процесс, чтобы четко соблюдался принцип постепенности: так дети совместно с воспитателем выполняют поручения взрослых, убирают игрушки, проверяют порядок в шкафчиках.
Руководя самостоятельной деятельностью детей, направляю свое внимание, прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от настроения определяю с кем из детей и чем заняться именно в данный момент.
Например, Надя и Катя в начале года сидели на диванчике, прижав к себе принесенные из дома игрушки, играть отказывались, но очень хорошо запоминали стихи и песни. Индивидуально общалась с ними, просила их спеть песенку сначала мне, а потом игрушкам или детям или рассказать потешку. Показывала Наде, как построить домик для ее любимой собачки, а на следующий день она приносила другую игрушку, и я учила играть и с ней. Это нравилось Наде и сейчас они играют и общаются с детьми и со взрослыми.
Взрослый, по наблюдениям психологов, выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры : это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Непосредственный контакт предыдущей формы общения усложняется, становится опосредованным предметом и действием с ним.
Очень важно направлять деятельность тех детей, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво (Надя и Катя, в активном участии воспитателя нуждаются и те дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им нужна помощь в виде совета, указания взрослого.
«Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий – один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел, желание продолжать и совершенствовать их. Ведь недаром дети так любят устраиваться со своими игрушками поближе к взрослому. Даже если оба они заняты своими делами, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему»
Приведу пример. Света, Ярослав, Аскар играют в кукольном уголке. Аскар сварил кашу, накормил куклу и не знает, что делать дальше. Подсказываю, что дочка не доела кашу, у нее, наверно, голова заболела, и дети сразу подхватывают, что надо идти к врачу, а я быстро превращаюсь в доктора, лечу дочку, и игра у детей продолжается. Придя из больницы «родители» укладывают дочку в постель, а я подсказываю, что можно спеть колыбельную, а света уже, покачивая колыбельку, поет: «Баю, баю, баю куколку качаю, куколка устала, целый день играла». Когда подсказываю ребятам какие – то действия, стараюсь не давать готовых рецептов, а даю возможность выполнить знакомое действие, сообразить, как сделать быстрее и качественнее.
По оценкам специалистов, «развивающее мышление и связанное с ним воображение приводят к тому, что наряду с предметными действиями малыши начинают овладевать элементами сюжетной игры, отражающей те явления, которые ребенок наблюдает повседневно».
Постепенно начинает сказывается на играх поведении детей взаимовлияние друг на друга, поэтому при организации самостоятельной деятельности детей особое значение приобретает создание условий для хорошего их настроения.
«Очень важной характерной чертой психики ребенка является особая эмоциональность восприятия окружающего мира».
Хорошее настроение вызываю и поддерживаю пением песенок, игрой на музыкальных инструментах, чтением веселой ритмичной потешки, пляской, для этого детям предлагаю одеться в яркие косынки, сарафаны, а также наблюдением за птичкой, рассматриванием цветов, украшением к празднику.
Маленькие дети тогда бывают в хорошем настроении, когда им удается успешно выполнить какое – либо действие или движение. Поэтому очень важно видеть всех детей в процессе общения, чтобы каждый из них чувствовал внимание, ласку, доброжелательность: вовремя помочь самому маленькому – Денисламу, карабкающемуся на велосипед, похвалить Надю, которая сложила кубики в коробку. На основе доброжелательного отношения друг к другу у детей формируются более сложные чувства, заботливое отношение, участие.
Устраиваю детям веселые развлечения, используя знакомые пляски, подвижные игры или те, которые не требуют разучивания (например, ловля солнечного зайчика, мыльных пузырей, показ заводных игрушек, знакомых персонажей кукольного театра (кошки Мурки, кот играет мячом, лакает молоко). Постоянно слежу, чтобы совместное пребывание в группе не утомляло детей, после подвижной игры организую спокойные игры за столом и наоборот.
Общаясь с детьми, стараюсь соблюдать наряду с эмоциональным тоном, ровный и спокойный тон, привлекаю внимание к тому, что достойно подражанию, учу детей выражать свое отношение не действиями (ударил, отнял, а словами (просить, осуждать, обращаться за помощью к воспитателю). Не забываю поощрять любые успехи малыша, тогда совместная игра становиться для детей желанным занятием.
Слово «общение» говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого – либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит, оно состоялось.
В своей работе я стремлюсь, чтобы общение детей было полноценным, чтобы пребывание их в группе было интересным, эмоциональным и радостным.