Наталья Шалыгина
Консультация для воспитателей «Инновационные формы взаимодействия работы ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Инновационные формы взаимодействия работы
ДОУ и семьи».
Подготовила: воспитатель Шалыгина Н. В.
Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами : родительские собрания, конференции, консультации, беседы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Инновационные формы взаимодействия работы ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Но постепенно взаимодействие педагогов и родителей требовало изменений. В настоящее время, когда мы реализуем ФГОС ДО, которые уделяют особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей :
- взаимодействие в сетевых конференциях (использование сайта ДОУ, интернет конкурсы, интернет сайты и др.);
- блоги;
- электронная почта;
- чаты;
- консультации со специалистами ДОУ;
- организация кружков, секций, клубов;
- совместные творческие дела;
- помощь в укреплении материально –технической базы;
- конкурс семейных талантов;
- родительский патруль и пр.
Инновация в словаре иностранных языков трактуется как нововведение. Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Перед каждым воспитателем поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени".
Родителям не нужны сложные долгие лекции, им интересно познакомиться с основными этапами развития самооценки и саморегуляции психических процессов, разных структур личности ребенка; знать, какими способами можно развивать своего малыша, как помочь ему в общении с другими детьми, обучении и личностном росте.
Некоторые из родителей, приводя ребенка в группу детского сада, проявляют интерес к вопросам воспитания, но при этом в каждом конкретном случае педагогического взаимодействия оказываются в растерянности и затрудняются сделать необходимый выбор.
Использование клубной формы работы с родителями в деятельности детского сада является особенно актуальной. Именно поэтому в детском саду можно организовать «клуб» для родителей воспитанников.
Такой клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначается определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся или рождающейся в процессе работы клуба программой.
Такая форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах специалистов с родителями.
Целью клуба является всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей, посещающих детский сад, а также психолого-педагогическое просвещение родителей.
Основные задачи «клуба» :
• обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
• оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ, в обеспечении всестороннего гармоничного развития;
• психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
• проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.
Деятельность в «клубе» можно осуществлять по двум направлениям:
1. групповые и подгрупповые мероприятия для всех родителей:
• семинары;
• деловые игры;
• тренинги;
• консультации;
2. подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами, потребностями:
• индивидуальные консультации для родителей;
• индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;
• совместные детско-родительские встречи в различных формах : совместные занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия.
Занятия в клубе проводятся 1 раз в две недели. В процессе занятий родители имеют возможность не только творчески реализовать себя, но и обсуждают интересующие их вопросы, касающиеся развития ребенка. В ходе работы родителям и детям приходится планировать свою деятельность, выстраивать отношения, договариваться – это способствует оптимизации детско-родительских отношений.
Большое значение на занятиях клуба имеет настроение и активность родителей. Если родители ведут себя пассивно, не проявляют активности, то это будет сказываться в какой-то степени и на ребенке: он может быть зажатым, капризным, отвлекаться на различные предметы и ненужные действия. Одним словом, только совместная работа и активные действия родителей помогают создать условия для положительного эмоционального состояния детей и их непосредственного участия в занятиях.
Специфическим эффектом работы является повышение сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности и продуктивная перестройка арсенала средств общения с ребенком. А также помогает раскрыть детям свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии. Наиболее ценным в деятельности клуба является проживание реального опыта взаимодействия родителей с детьми и другими членами группы. Такая работа дает возможность родителям увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, она объединяет участников деятельности, учит пониманию и сотрудничеству.
Таким образом, совместные занятия родителей с детьми в клубе позволяют установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствуют закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях, сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой.
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Также кроме официального сайта ДОУ воспитателями создаются группы в социальной сети "В Контакте", в «WhatsApp», где выкладываются фотоотчёты занятий, прогулок, игр, дней рождений и т. д. Там же размещаются рекомендации для родителей по работе с детьми по темам недели, все объявления, благодарности родителям за помощь в чём-либо. Также группа является современным средством общения между родителями и педагогом и родителями между собой.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
Пример мероприятия: Супер-шоу "Мама года" где с каждой группы выбираются творческие, активные мамы, которые соревнуются между собой в различных конкурсах, они готовят визитку группы, мастер-класс, какое - либо блюдо, демонстрируют костюм, который сшили своими руками. "Минута Славы" - творческий конкурс, где вместе с детьми родители показывают свои таланты в разных жанрах. Они поют, танцуют, показывают фокусы и др, таким образом раскрывают мир своих увлечений.
Активно используются в работе детско-родительские проекты, что представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, родители сплачиваются между собой, готовясь к мероприятиям, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Можно организовать мини – выставки, семейных коллекций и реликвий:
«Артисты театра и кино", "Значки", «Игрушки детства моих родителей», «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее», «Старинные часы».
«Родительский патруль» – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, привлечение внимания общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей-пешеходов с точки зрения опасности сезонных изменений погоды (мероприятие проводится совместно с ГИБДД).
«Родительский патруль» - контроль родителей, с целью привлечения внимания общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей-пассажиров. Сопровождая родителей до автомобиля, «Родительский патруль», убедившись, что детей перевозят согласно требованиям безопасности перевозки детей, вручают родителям памятки «О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», ведь именно использование детского удерживающего устройства – самый простой и надежный способ сделать поездку ребенка в автомобиле комфортной и безопасной. Главное – выбрать автокресло с учетом веса и возраста ребенка и установить его в наиболее безопасном месте – данную информацию доносят участники акции до всех родителей. Всем детям дарят – наклейки «светлячки», которые необходимо иметь на одежде. С наступлением холодного сезона дни становятся совсем короткими, и тёмное время суток значительно преобладает над светлым. В таких условиях совсем не лишним для любого пешехода будет «обозначиться» при переходе проезжей части или вблизи от неё, «засветившись» от лучей автомобильных фар, именно эту важную мысль и стараются донести участники акции для того чтобы в темное время суток быть заметным на проезжей части.
Можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.