Галина Савоцкая
Консультация для воспитателей «Что такое экология?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?»
Подготовила воспитатель высшей категории
МБДОУ № 8 Савоцкая Галина Алексеевна. Природа – это удивительный феномен, воспитательное значение которого трудно переоценить. Почему в последнее время мы всё чаще стали говорить о природе, об экологии? Да потому, что природа – это мы. Ведь именно через общение с природой воспитываются добрые чувства, бережное к ней отношение.
Публикация «Консультация для воспитателей „Что такое экология?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экология – это раздел биологии, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда – это всё живое и неживое вокруг нас.
Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ:
1фактор абиотический – неживая природа (земля, климат, почва, воздух, свет, жилический состав воды и т. д.);
2 фактор биотический – всё живое (растения, животные, микроорганизмы);
3 фактор антрогенный – воздействие человека на природу.
Природное сообщество – это когда растения, животные и живые организмы живут в содружестве. Таким образом, среду обитания любого живого существа составляет всё то, что его окружает и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, возможность выживания и размножения.
Ваша собственная окружающая среда – это всё, что вы видите, и многое из того, чего вы не видите вокруг себя ( например: воздух, которым вы дышите). Она в основном изменена, но её отдельные детали постоянно изменяются.
Ваше тепло – в каком-то смысле тоже окружающая среда для многих тысяч крошечных существ – бактерий, помогающих вам усваивать пищу. Ваше тепло является для них естественной средой обитания.
Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.
Начинаем с вас. Подумайте, как вы связаны с окружающей средой. Чем вы питаетесь? Куда выбрасываете отходы и мусор? Какие растения и животные живут рядом с вами?
То, как вы воздействуете на окружающую среду, оказывает обратное воздействие и на вас, и на все живые организмы, которые живут рядом с вами. Взаимосвязи между вами и ними образуют сложенную и разветвлённую сеть.
Экосистема – это среда обитания для множества самых разнообразных видов растений и животных. Растения и животные в каждой экосистеме связаны сложными пищевыми цепями. Для получения пищи растения используют солнечную энергию и становятся её основным источником для животных. Энергия, заключённая в растениях в качестве запасов пищи, проходит через всё сообщество организмов по так называемым пищевым цепям. Прежде всего она поступает первичным потребителям – травоядным животным, затем вторичным – животным-хищникам.
Животных, поедающих вторичных потребителей, называют третичными потребителями.
В каждую пищевую цепь входят также никрофаги. Это бактерии, грибы некоторые виды насекомых. Они разлагают остатки погибших растений и животных, превращая их в минеральные вещества и гумус. При этом никрофаги получают энергию из перерабатываемых ими веществ. В каждой экосистеме существует множество различных пищевых цепей, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют более сложные пищевые сети. Ведь многие животные часто питаются различной пищей и таким образом, занимают места в разных, пищевых цепях. Кроме того, пищевыми цепями и сетями связываются между собой разные экосистемы. Например, животные одной экосистемы могут питаться растениями и животными из другой. Так все организмы на Земле связаны между собой огромной пищевой сетью.
Все живые существа и растения обитают на поверхности планеты или в непосредственной близости от неё. Кроме солнечной энергии, они потребляют небольшое количество природных ресурсов, содержащихся там. Если бы вода, кислород и другие элементы, жизненно необходимые для всего живого, возобновлялись постоянно, они бы вскоре полностью исчерпались. Поэтому многие процессы в природе носят характер круговорота. Круговорот – это постоянный обмен элементами между воздухом, водой, землёй, растениями и животными. Все эти процессы дают возможность всему живому на Земле жить и развиваться.
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, ею компетентного
участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомление детей с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное отношение вырабатываться при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимся в помещении, на участке детского сада и в доме ребёнка. Он узнаёт, что всё живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря. каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё для его жизни.
Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребё нка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.
Воспитатель высшей категории
МБДОУ № 8г. Усть-Лабинск
Савоцкая Галина Алексеевна.