Ивашевская Ирина Павловна
Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок в средней группе детского сада в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Музыкальный уголок в средней группе детского сада в группе»
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальный уголок в средней группе детского сада в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Средняя группа
- Темочки
Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д.
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь
. Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Как оформить музыкальный уголок?
1. При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 4 лет оформление лучше строить на сюжетной основе.
2. Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
3. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
4. В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
5. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, фотографии детских выступлений, картинки с музыкальными инструментами.
6. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты : барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон(2-ая половина года)
Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия и игрушки.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон, и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки.
В музыкальных уголках должны находиться :
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр мягкие игрушки; мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т. п.)
Образные пособия — это
1) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала «Птицы и птенчики», «Кукла шагает и бегает», «Угадай, на чем играю?», «Повтори звуки», «Где мои детки?», «Что делают дети?», «Сложи песню по ритмическому рисунку», «Догадайся, кто поет», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», «Чудесный мешочек». Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.
2) Иллюстрации пособия типа «Лото» : карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками (изображение различных музыкальных инструментов : барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т. д.) всевозможные картинки: книжки-малютки «Мы поем»,• музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе• и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года»,иллюстрации музыкальных инструментов,• картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих• на музыкальных инструментах, альбомы «Мы рисуем песенку» .
Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое) - это неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из• плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты пианино, гармошки, балалайки и т. д.). альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая• картинка должна отражать содержание определенной песни. Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания: 1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)
2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксофоны и др.)
3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т. д.)
Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа) :
1) всякого рода шуршунчики ( различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т. д.);
2) шелестящие инструменты: а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки «киндер-сюрпризов»; б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов; в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т. д.
6. Технические средства Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок).
7Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.
Театры Виды театров: театр картинок (Фланелеграф) Пальчиковый театр Кукольный театр Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Литература: Радынова О. П. Музыкальное развитие детей : в 2 ч. – М. : Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1.