Лилия Казакова
Консультация для воспитателей «Лексические средства выразительности на занятиях по художественному чтению в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль художественного чтения в развитии речи
1. Углубление словарного запаса. Дети знакомятся с новыми словами и понятиями, расширяя свой лексикон.
2. Развитие образного мышления. Художественная литература помогает развивать воображение и способность к восприятию образов.
3. Формирование грамматических навыков. Дети усваивают грамматические правила через примеры из литературных произведений.
Определение лексических средств выразительности
Лексические средства выразительности - это слова и словосочетания, которые придают речи яркость, образность, эмоциональность и выразительность
Примеры:
• тропы (специальные обороты, основанные на использовании слов в переносном значении)
• неспециальные лексические изобразительно-выразительные средства
Примеры лексических тропов:
Эпитет- образное определение предмета
Эпитеты отвечают на вопрос какой?
Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, часто как цветопись.
Примеры: весёлый ветер, горячо любить, таинственный свет, добрый молодец, красная девица, синее море.
Найдите эпитеты
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана.
М. Ю. Лермонтов
Из-за леса, леса тёмного
Подымалась красна зорюшка…
С. Есенин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Найдите эпитеты
Румяный вечер, розовый цвет, зелёная тоска, тяжёлый камень, капризное море, горячая вода, холодный взгляд, длинная зима, короткая верёвка, кипящая вода, кипящая вода в реке.
Сравнения- сопоставление одного предмета с другим.
Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность.
К сравнению часто присоединяются союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и другие.
Примеры: быстрый как молния, легкий словно пух, мчаться со скоростью ветра, всадник летит птицей, завертелся волчком, Улыбка похожа на солнечный свет.
Найдите сравнение
Белая берёза под моим окном
принакрылась снегом, точно серебром.
С. Есенин
А подушка, как лягушка, ускакала от меня.
К. Чуковский
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Белая позёмка.
С. Я. Маршак
Иногда солнце восходит, как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз. К. Паустовский
Метафоры-перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метафора в краткой форме позволяет создать ёмкий образ.
Примеры: Золото волос, гребень петуха, куча проблем, верхушка общества, хвост по математике
Найдите метафоры
Высокая гора, мачты сосен, интересные новости, хвост поезда, зигзаг судьбы, детская улыбка, корень зла, острая иголка.
Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках…
С. Я. Маршак
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
С. Есенин
Выглянул цветочек
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Е. Серова
Олицетворение -Придание неодушевленным предметам свойств живых существ.
Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живого существа называется олицетворением.
При олицетворении неодушевленным предметам приписывают действия, которые часто доступны лишь людям.
Пример: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…
Найдите олицетворение
Зима недаром злится,
Прошла её пора…
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Лишь где-нибудь в проруби зыбко
Играет и дышит вода…
С. Я. Маршак
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
А. Фет
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
Примеры (неспециальных) лексических средств художественной выразительности:
Синонимы — это слова одной части речи, сходные, близкие по значению.
Примеры: толстый — полный, ребёнок — малыш. Они являются частью словарного богатства языка и позволяют избегать повторений в речи.
ИГРА «Скажи по - другому»
дети — детвора, ребята;
забава — развлечение, потеха;
смелый — храбрый, отважный;
смешной — забавный, комичный, потешный, уморительный;
мечта — фантазия;
мёрзнуть — зябнуть, стынуть;
хихикать — смеяться, хохотать;
шалить — дурачиться, озорничать.
Антонимы — то слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по своему значению. Они используются для создания контраста в речи.
Примеры: «хороший» и «плохой», «яркий» и «тусклый», «день» и «ночь»
ИГРА «Скажи наоборот» (Припоминание по зрительным опорам и по памяти антонимов, изученных ранее)
Дорога не широкая-а…; Камень не тяжёлый – а…; Девочка не грустная – а…; Ленточка не длинная – а…; Забор не высокий - а. ; Путь наш не близкий, а.
Омонимы — это слова, которые имеют одинаковое звучание, но различаются по значению.
Примеры: «ушко» — ухо и ушко иглы;
«коса» — причёска и сельскохозяйственный инструмент;
«ключ» — гаечный ключ, скрипичный ключ и дверной ключ;
«ручка» — рука, дверная ручка и письменная принадлежность;
«зубок» — зуб и долька чеснока;
«губки» — губы и мочалки для мытья посуды;
«глазок» — глаз, дверной глазок и картофельный глазок;
«колокольчик» — цветок и музыкальный инструмент;
«галка» — птица и пометка.
Методика работы с лексическими средствами выразительности
• Знакомство- Введение в понятие лексических средств выразительности, их описание и примеры. Обратить внимание на использование эпитетов, сравнений и метафор, создающих яркие образы в тексте.
• Анализ- Разбор примеров использования лексических средств выразительности в текстах. Разбор образов, создаваемых лексическими средствами выразительности, и их влияние на восприятие.
• Практика- Выполнение упражнений на применение лексических средств выразительности. Повторение и использование лексических средств выразительности в собственной речи.
Практические упражнения для детей
• Сочинение рассказов. Дети сочиняют рассказы, используя лексические средства выразительности.
• Рисование по описанию. Дети рисуют иллюстрации к прочитанным текстам, отражая образы, созданные лексическими средствами выразительности.
• Игра «Угадай слово». Игра, где дети должны угадать слово по описанию с использованием лексических средств выразительности.
Вывод. Применение лексических средств выразительности на занятиях по художественному чтению в детском саду способствует развитию речи, воображения, творческих способностей и эмоционального интеллекта у детей.