Юлия Александровна Ивашина
Консультация для воспитателей: «Как знакомить детей с гармонией цвета».
▼ Скачать + Заказать документы
Цветоведение – наука о цвете.
Наука о цвете (цветоведение или колористика) помогает художнику лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применять в декоративном искусстве.
Колористика - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Публикация «Консультация для воспитателей: „Как знакомить детей с гармонией цвета“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Ньютон разложил с помощью призмы белый цвет на составляющие и произвольно выделил семь основных цветов спектра. Он расположил цвета в одну строчку (или столбиком, что затрудняло систематизацию. Выход был найден в 1735 году, когда Кастель догадался расположить цвета по окружности, образовав так называемый хроматический круг. Размещение цветов по кругу сразу же вызвало по закону симметрии необходимость в разделении его на четкое количество спектров. Поэтому с тех пор хроматический круг делился сначала на шесть частей (круг Гёте, а затем на восемь.
На основе работ И. Ньютона Г. Гроссман вывел законы смешения цветов.
Оптическое смешение цветов - возникает в результате того, что различные световые раздражители одновременно или в очень быстрой последовательности раздражают один и тот же участок сетчатки. Пространственное смешение цветов, которое получается при восприятии различных цветов, не во временной, а пространственной смешанности. Причиной смешения цвета является светорассеяние и другие явления, возникающие вследствие несовершенства оптической системы человеческого глаза.
Бинокулярное смешение цветов - получение некоторого третьего цвета в результате раздражения каждого из глаз различными цветами. Один глаз смотрит на один цвет, другой на другой цвет, а получается третий цвет
Э. Геринг, в 1874 году создал четырехкомпонентную систему цвета. Он выделил шесть цветов, два из которых были ахроматическими (не содержащими цвета) – черный и белый, а четыре хроматическими (содержащими цветовой тон): красный, желтый, зеленый и синий. Геринг полагал, что у человека есть три канала цветового восприятия: черно – белый, красно – зеленый и желто – синий, каждый из которых проводит «свои» цвета.
Символика цвета - чрезвычайно важный аспект восприятия. Известно, что символизм имеет национально - историческую обусловленность. Достаточно четкое значение приписывают цвету уже в период раннего средневековья: белый цвет символизировал чистоту, веру; чёрный - скорбь.
Роль цветов заключается в выявлении «силы» или «энергии» и ткани, и индивида, а также в защите человека от опасностей, исходящих от предметов и существ, с которыми приходиться сталкиваться. С древних времен человечество придавало цвету особое символическое значение. На православных иконах, на буддийских мандалах, индуистских янтрах встречаемся мы с духовными откровениями, выраженными языком цвета.
Символика цвета по Евангелию: чёрный - грех,; красный- кровь; белый- чистота, очищение; голубой- крещение в воде, зелёный- христианское развитие; желтый- рай.
Человек различает около 300 ахроматических оттенков. Все остальные цвета - хроматические. Они отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой, насыщенностью.
Цветовой тон - это специфическое качество, которым один цвет, например, красный, отличается от другого при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от воздействия на глаз световой волны.
Светлота - это степень отличия данного цвета от чёрного. Наименее светлый - чёрный, наиболее светлый - белый. Светлота зависит от коэффициента отражения.
Насыщенность - это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находятся количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему цветовому потоку, его отражаемому. Насыщенность зависит от формы световой волны.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Контраст дополнительных цветов - особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.
Для выявления цветовых контрастов важно количество цвета. Применение доминирующего цвета усиливает выразительность окраски остальных предметов.
В окружающей нас действительности воздействие одного цвета на другой более сложно, но знание основных контрастов - по светлоте и цвету - помогает лучше увидеть взаимоотношение цветов в действительности и использовать полученные знания. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.
Все окружающее нас в природе имеет определенный цвет. Созданное природой обычно считают гармоничным: природные цвета, их сочетания и принадлежность определенным формам.
Гармония цвета – приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, определенный порядок в них, определенную соразмерность и пропорциональность.
Художник создавая произведения искусств, должен продумывать гармоничные цветовые сочетания. При комбинации красок часто возникает проблема: почему одни цвета создают приятное сочетание друг с другом, а другие режут глаз, раздражают? Эту проблему помогает решить знание законов гармонизации цветов и цветовой круг. Гармония цветов предполагает совокупность общего и различного, взятых в определенных отношениях.
Характер цветовой гармонии проявляется различно в зависимости от размера цветовых пятен и их формы. В композиции один цвет может доминировать и подчинять себе все остальные, усиливая контрастность. Причем если уменьшить размеры этого цветового пятна, то другие цвета зазвучат сильнее. В практической работе важно учитывать подобные явления. Например, вы удачно написали небольшой этюд, верно нашли цветовые отношения, а при цветовом решении большого полотна по этому эскизу заметили, что цветовая гармония исчезла. Это может быть связано с изменением размеров цветовых пятен или их конфигурации.
Белый, черный и различные оттенки серого цвета всегда красиво сочетаются. Богатство и разнообразие контрастов зависит от размеров и расположения пятен, фигур, форм.
Хроматические и ахроматические цветовые тона наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.
Для того чтобы подвести детей к разумному обращению с цветом, требуется система упражнений и заданий, основанных на соблюдении законов цветоведения.
Одно из первых из первых упражнений наиболее простое, но необходимое - «монокомпозиции». Цель: изучение цветовой гармонии. Берется любой спектральный цвет (от желтого до синего) и путем примешивания к нему белого или черного изменяется цветовой строй композиционного задания. При работе с детьми это делается значительно проще. Детям на стол ставится белая, черная и одна цветная (например, желтая) краски. Выполняя задание, дети начинают смешивать цвета. При этом каждый раз получаются новые цветовые решения. Если прибавить больше белого, композиция будет светлой; больше черного - более суровой и мрачной.
На следующем этапе детей знакомят с так называемой группой земляных цветов, которая дает прекрасные цветовые гармонии с любым другим цветом. Это ряд цветов - от светлых охр, похожих на речной песок, с переходом к цвету желтых глин и чернозема. Для изучения этой цветовой гаммы отводится 2-3 занятия.
На следующем этапе снова возвращаемся к монокомпозиции. Но теперь прибавляем к 3 краскам (например, белой, черной и зеленой) еще одну - земляную (охру или коричневую). Работая с этими цветами, дети видят, как обогащается их композиция. Ведь земляные цвета облагораживают любую цветовую гамму, и никогда не противоречат законам цветоведения.
Детям нужно рассказать о возможностях и богатстве белого и черного цветов (их называют нейтральными или ахроматическими). Степень присутствия белого в любом хроматическом цвете называют - светлотой, а степень присутствия черного - насыщенностью.
Затем переходят к построению цветового круга.
В цветовом круге четыре «родственные группы» гармоничных сочетаний (или четыре вида родственных цветовых гармоний) желто-красная; красно-синяя; сине-зеленая; зелено-желтая.
Если взять любые два цвета (например, из желто-красной цветовой гармонии)- желтый и оранжевый или оранжевый и красный и прибавить к ним ахроматические (белый и черный) то можно получить бесконечное множество цветовых гармоний, различных по светлоте и насыщенности.
При выполнении упражнений детям следует показать, что открытые цвета (без смешивания) при выполнении композиций применяются редко. Поэтому воспитатель всегда старается помочь ребенку подумать, как смешивать краски.
Проводить упражнения лучше в определенной последовательности:
желто-красная гармония; желто-зеленая; зелено-синяя; красно-синяя.
Следующая группа цветов- родственно-контрастные. Образуются за счет хордового деления в цветовом круге. Например, если взять желто-красный, то ему будет соответствовать желто-зеленый. Следует отметить, что родственно-контрастные композиции смотрятся более оживленно, нарядно, экспрессивно.
Существует четыре вида родственно- контрастных цветовых гармоний: желто - красная и желто - зеленая; красно - синяя и желто - красная,
Красно - синяя и сине – зеленая; сине - зеленая и зелено - желтая.
Самая сложная группа цветов- дополнительные или контрастные, находящиеся в круге диаметрально противоположно. Например, красный и зеленый. Эти цвета сближаются за счет ароматического фона, чаще всего черного, который одинаково контрастирует с красным и зеленым, то есть путем введения в композицию третьего - ахроматического цвета.
Второй способ сближения дополнительных цветов - за счет введения одинакового количества белого или черного, изменяя светлоту и насыщенность дополнительных цветов.
В итоге получают самые яркие, нарядные, контрастные композиции. Вспомните павловские платки, шали.
Таким образом, при системном и последовательном изучении цветовых гармоний, основываясь на педагогических принципах обучения от простого к сложному, вы может добиться отличных результатов, прививая детям художественный вкус и цветовую культуру.
Практическое задание: работа по смешению красок с различными группами цветов.