Получи документы

Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»

Оксана Баталова
Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Как развивать коммуникативные способности.

Старший дошкольный возраст.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т. Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.

Публикация «Консультация для воспитателей „Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Как известно, эмоциональное общение взрослого с ребенком (до 1 года) закладывает в нем чувство базового доверия (или недоверия) к людям, к окружающему миру. Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно увеличиваются: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми; в 3-4 года уже обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре; в 6-7 лет начинает дружить с определенными детьми – с теми, кого трудно заменить в игре. В игровой деятельности – в групповой иерархии – формируется его половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров.

А как оценивает статус ребенка в группе педагог? В основном он ориентируется на дисциплинированность, успешность развития своего воспитанника. Однако, как считает Т. Д. Марцинковская, наиболее важные качества, отличающие популярных детей от непопулярных, от тех, кого отвергают сверстники, кто в общении пытается доказать свое превосходство, защищая свое Я, - не интеллект, не организаторские способности. а те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить. Итак, как определить статус ребенка в групповой иерархии сверстников? Чтобы не ошибиться, можно прибегнуть к адаптированным для дошкольников индивидуальным социометрическим методам. Один из них, к примеру, «Два домика». Ребенку показывают рисунок, на котором изображены домики – большой, красивый, красного цвета и маленький, невзрачный, черный, - и просят представить, что оба домика, и красный, и черный, принадлежат ему. В этой связи он должен подумать: кого из группы можно пригласить в красный домик, а кого поселить в черный? Не забыл ли кого? Не изменит ли свое решение?

Другой пример – «Капитан корабля».

Ребенку показывают игрушечный кораблик или рисунок, на котором изображен корабль, и спрашивают: кого из группы, если он изображает роль капитана, взял бы к себе в помощники? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя? Кого оставил бы на берегу?

Индивидуальные социометрические методы адресованы тем детям, кто отличается эгоцентричностью, драчливостью, агрессивностью, кто гиперактивен, кто перенес стресс или получил негативный опыт общения, кто отличается аутичностью.

Можно прибегнуть и к другим упражнениям, цель которых – развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения эти делят на парные и групповые. Парные упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.

Парные упражнения

«Приветствие».

Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять нескольких партнеров, по команде воспитателя быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке, или носом к носу, или пяткой о пятку, или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом об ухо.

«Насос и надувная кукла».

Один ребенок, расслабленно лежа на полу, изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняет вперед, произнося на выдохе звук с-с-с. Кукла постепенно «наполняется» воздухом – фигура распрямляется, выравнивается, затем снова «сдувается» После этого игроки меняются ролями.

«Танцы противоположности».

Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.

«Упражнение на доверие».

В каждой паре один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает на спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.

«Ладонь в ладонь».

Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.

«Сиамские близнецы».

Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает партнеров бинтом: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтовать и ноги). Задание: пройтись по комнате, или станцевать, или что - то нарисовать. Для оживления упражнения одному из партнеров можно завязать глаза.

«Мост дружбы».

По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.

Групповые упражнения

«Давайте поздороваемся».

Играющие по сигналу ведущего (воспитателя) хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздороваться за руку, два – плечами, три – спинами.

«Бездомный заяц».

Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные – зайцы – входят в домики – обручи, выложенные по кругу. По команде воспитателя «Раз, два, три! Зайца лови!» охотник отправляется на поиски. Где может спрятаться заяц? В любом обруче, но тогда роль бездомного зайца переходит к хозяину домика. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

«Птенцы».

Играющие образовав круг, выбрав птицу – маму, птицу – папу, предлагают им выйти из комнаты. Затем выбирают пятерых птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. В чем суть упражнения? Услышав, что родители вошли по приглашению ведущего (воспитателя) в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить: кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, ягнят и т. д.

«Танец пяти движений».

По предложению воспитателя дети изображают последовательно:

• течение воды – плавные, мягкие движения;

• переход через чащу – резкие, сильные, четкие движения;

• сломанную куклу – потряхивающие, незаконченные движения;

• полет бабочек – изящные, нежные движения;

• покой – стояние без движения, слушание своего тела.

На каждое упражнение отводится по минуте.

«Пчелки».

Изображая пчелок, дети, «летают», громко жужжат. По сигналу ведущего (воспитателя) «Ночь!» пчелки, присев, замирают; по сигналу «День!» - просыпаются и снова «летают», громко жужжа.

«Дракончик».

Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Основная задача – изловить хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой ребенок.

«Паровозик».

Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем. По команде ведущего (воспитателя) поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.

Примечание. Анализируя по окончании ход упражнения, воспитатель задает вопросы каждому участнику, например: «Какую роль тебе было интересно исполнять? Почему?», «Кто из ведущих вызывал у тебя доверие? С кем чувствовал себя в безопасности? Почему?», «Кто из паровозиков шел слишком быстро? Кто старался подобрать темп движения, удобный для всего состава? Кто останавливался, чтобы подождать отставших?».

«Скала».

Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы, держась друг за друга (как бы за скалу). По команде ведущего (воспитателя) «Скала готова? Замри!» один из игроков – альпинист проходит осторожно перед скалой – вдоль обрыва (обозначен на полу условной линией). У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны выступать все дети.

«Комплимент».

Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков – сказать соседу слева (или справа) фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…». Цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.

«Путаница».

Дети, стоя, взявшись за руки, образуют круг. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не опуская рук, игроки «запутывают» круг, который водящий должен «распутать».

«Принц на цыпочках».

Дети, сидя, образуют круг. Принц (или принцесса, неслышно шагая, на цыпочках подходит к одному из игроков, легко дотрагивается до кончика его носа и направляется к следующему. Тот, до кого дотронулся принц, следует за ним также бесшумно и с достоинством – ведь теперь он составляет свиту принца. Свита увеличивается до тех пор, пока в нее не войдет последний участник. Вот тогда принц, разводя руки, оборачивается к свите со словами: «Благодарю вас, господа!». Игроки возвращаются на свои места.

«Совместный рисунок».

По заданию воспитателя дети совместно на листе ватмана рисуют (карандашами, мелками) или рыцарский замок или море, или поляну, усыпанную цветами. Если группа сплоченная, можно предложить рисование красками не кисточками, а пальцами. Для каждого пальца правой и левой руки подбирается определенный цвет.

«Фотография».

Воспитатель показывает детям фотографию, на которой изображен человек с определенным настроением. Один из участников воспроизводит заданную ему фразу той интонацией (мимикой и жестами, что соответствует фотографии. Дети оценивают правильность выполнения задания.

«Имя».

Игроки, сидя, образуют большой круг. Первый участник произносит свое имя, и делает какое – то движение руками, ногами или телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное им движение. Затем ход игры передается соседу справа или слева.

«Добрые волшебники».

Дети, сидя, образовав круг, слушают рассказ воспитателя : «В одной стране жил злой волшебник. Он мог заколдовать любого ребенка грубым словом. И тогда ребенок этот переставал смеяться, внезапно преображаясь в недоброго, злого человека. Расколдовать несчастного мог только добрый волшебник добрым, ласковым обращением, добрым, ласковым словом. Посмотрим, есть ли у нас в группе заколдованные?». Обычно дети охотно берут на себя роль заколдованных. Воспитатель выбирает их из числа тех, кто непопулярен или отличается агрессивностью, и просит добрых волшебников помочь им ласковым словом. Соблюдая очередность, добрые волшебники подходят к заколдованным детям, «одаривая» их добрым именем и добрыми словами.

«Волшебные очки».

Игру – упражнение начинает воспитатель. Обращаясь к детям, он сообщает: «В этой коробке (показ) хранится некий сюрприз. Какой? Сейчас узнаете (вынимает очки). Очки эти волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих его людях только хорошее.

И даже те положительные качества характера, которые они порой скрывают от всех. (Надевает очки). Ой, какие вы все красивые, веселые. Искренне смотрите на меня (Подходит к каждому ребенку, и называет какое – либо его достоинство: хорошо рисует, конструирует, лепит, декламирует, поет и т. д.). Но вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Для этого вам нужно только одно: внимательно рассмотреть своего соседа». Если кто – то при выполнении упражнения затрудняется, воспитатель приходит на помощь.

«Чаша доброты».

Игру – упражнение ведет воспитатель. Обращаясь к детям, он предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе любимая чаша. … Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 1 августа 2013 в 13:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Баталова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД