Татьяна Бурчина
Консультация для воспитателей «Как проводить физкультминутки для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В данной консультации использованы материалы из книги "Какая физкультура нужна дошкольникам?" В. А. Шишкина, М. В Мащенко. Она поможет педагогам легче ориентироваться в выборе физкультминуток для различных видов учебной деятельности.
Физкультминутки.
Каковы основные требования к физкультминуткам во время образовательной деятельности с умственной нагрузкой?
Физкультминутки снимают утомление и активируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Требования к физкультминуткам:
Публикация «Консультация для воспитателей „Как проводить физкультминутки для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8 – 11 минута занятия, так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;
- содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием деятельности;
- упражнения для физкультминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;
- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий и их содержания;
- необходимо обеспечить разные по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, и результативность.
Физкультминутки можно проводить в форме ОРУ, подвижных игр, дидактической игры с движениями, танцевальных движений, выполнение движений под текст, стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.
ОРУ для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно использовать 3 – 4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах деятельности, но лучше всего там, где четко выделены его структурные части.
Какие подвижные и дидактические игры целесообразно включать в физкультминутки?
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах деятельности. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием деятельности, так как могут быть проведены в любой его части, в любое по усмотрению воспитателя, время. Например, во время деятельности познавательного характера (животный мир, интересны игры с персонажами животных («Мышеловка», «Заинька», «Совушка», при ознакомлении с трудом взрослых и формировании представлений о трудовых действиях, такие игры, как «Ленок», «Царь картошка». При ознакомлении с природой, уместны в качестве физкультурных минуток игры: «Огородник», «Березка», «В зоопарке».
Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в деятельность по ознакомлению с природой, по звуковой (фонематической) культуре речи, по математике. Например, к названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».
Как включить в физкультминутки элементы танца?
Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Под классическую мелодию дети могут в танце произвольно изображать падающие листья, снежинки («Осень в лесу», «Зима», птиц («Танец аистов», животных (танцуют лягушки, комарики). Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
Как использовать тексты стихотворений на физкультминутках?
Физкультминутки под стихотворения в практике ДОУ используются чаще всего.
При подборе стихотворений к конкретной деятельности следует обратить внимание на следующее:
- тексты должны быть высокохудожественными. Используются стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
- важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой деятельностью, ее программной задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетания (ча-ча-ча – печка стала горяча, са-са-са – в лесу бегала леса) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.
Какие двигательные действия и задания могут быть использованы в качестве физкультминуток?
В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием деятельности. Так, отгадывать загадки ребятами, изображая зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб. Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет двигательный образ для отгадки, а это, в свою очередь, способствует интенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений. Можно использовать различные имитационные движения: спортсменов (лыжник, конькобежец, гимнаст, боксер, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине, повадок животных (лиса крадется, заяц прыгает). Двигательную часть занятия можно провести в виде задания – загадки «Кто живет в лесу?» (на птичьем дворе, в болоте). Одна из подгрупп договаривается, каких животных будет изображать, а затем имитирует движения; другая подгруппа отгадывает, где происходят действия, называет животных. Во время деятельности нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей. Встать, пройти по группе: деятельность умственного характера могут целиком строиться на движениях.
Нужны ли физкультурные минутки на занятиях по изобразительной деятельности?
Целесообразнее всего проводить физкультурную минутку перед занятиями изодеятельностью. Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев, раздаются натуральные осенние листочки, дети кружатся с ними, подбрасывают их, затем воспитатель прикалывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Таким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать (подбрасывают шарики, маршируют с флажками, играют с клубками ниток).
Непосредственно на занятиях по изодеятельности физкультминутки не эффективны, так как отвлекают от творческого процесса.