Светлана Юрчук
Консультация для воспитателей «Как относиться к речевым ошибкам детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какое-нибудь одно речевое правило (форму языкового значения, то он распространяет это правило и на другие слова. Русский язык богат на речевые формы, поэтому иногда это обобщение оказывается правильным, иногда — нет.
Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка.
Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять.
Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как относиться к речевым ошибкам детей?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Какие ошибки в речи детей дошкольного возраста встречаются чаще всего?
- неправильные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов);
- неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
- изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
- незнание рода имен существительных (вместо среднего рода женский или мужской) : это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
- ошибки в основе глаголов : даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
- неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;
- неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;
- отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.
Исправляя речевые ошибки, нужно соблюдать определенные правила:
- Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
- Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.
- Если ребенок что-то эмоционально рассказывает, возбужден, то следует выслушать его не поправляя, а только потом найти время и проговорить слова правильно.
- Речь взрослых должна быть четкая, без сюсюканий и нарочитых ошибок, которые иногда свойственны родителям в общении с малышами.
Для усвоений правил русского языка большинству детей достаточно обычного общения в хорошей речевой среде. К пяти годам все нормы обычно усваиваются и ошибок в речи не остается. Но у некоторых детей усвоение правил затягивается до школьного возраста.