Светлана Юрчук
Консультация для воспитателей «Как относиться к речевым ошибкам детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какое-нибудь одно речевое правило (форму языкового значения, то он распространяет это правило и на другие слова. Русский язык богат на речевые формы, поэтому иногда это обобщение оказывается правильным, иногда — нет.
Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка.
Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной.
Какие ошибки в речи детей дошкольного возраста встречаются чаще всего?
- неправильные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов);
- неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
- изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
- незнание рода имен существительных (вместо среднего рода женский или мужской) : это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;
- ошибки в основе глаголов : даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;
- неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;
- неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;
- отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.
Исправляя речевые ошибки, нужно соблюдать определенные правила:
- Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
- Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.
- Если ребенок что-то эмоционально рассказывает, возбужден, то следует выслушать его не поправляя, а только потом найти время и проговорить слова правильно.
- Речь взрослых должна быть четкая, без сюсюканий и нарочитых ошибок, которые иногда свойственны родителям в общении с малышами.
Для усвоений правил русского языка большинству детей достаточно обычного общения в хорошей речевой среде. К пяти годам все нормы обычно усваиваются и ошибок в речи не остается. Но у некоторых детей усвоение правил затягивается до школьного возраста.