ксения мартынова
Консультация для воспитателей ясельных групп «Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста.
Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, воспитателям самим необходимо быть готовым к переменам, так как именно они, в это сложное для малыша время, находятся в тесной связи и с родителями и с детьми.
Публикация «Консультация для воспитателей ясельных групп „Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных, в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточный морфологический и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышу присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность.
Возраст с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Что такое адаптация?
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации :
• внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность,
• внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации :
1. Легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация : около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он «несадовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития и начинают вести себя спокойнее.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.
В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления, уменьшение веса, временная остановка роста, снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний, увеличение нервозности, ухудшение сна, падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса, временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Игровая деятельность.
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыкание ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового придти на помощь человека (как мама) интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором этих игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения, учета темперамента и т. д.
Как показывают научные исследования и наши наблюдения, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка.
Тип темперамента Адаптация Игры
Холерики
Быстро и легко привыкают к новым условиям Быстрые подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, прыжки на батуте, ритмические танцы.
Сангвиники
Быстро и легко привыкают к новым условиям, но устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое. Необходимо подбирать разнопла-новые нескучные игры.
Веселые подвижные игры, танцы под веселую музыку, хороводы, игры с водой и песком.
Флегматики
Трудно привыкают к новым условиям, т. к. не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, поесть, выполнить задание, собраться на прогулку. Их часто подгоняют, торопят (не только в садике, но и дома, не давая возможности побыть самим собой.
Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо. Могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Предпочитают спокойные игры: пазлы, конструкторы, игры-эксперименты, рассматривание иллюстраций, раскрашивание картинок.
Меланхолики Предпочитают спокойные виды деятельности. Любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать.
Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры – потешки. («Сорока – ворона», «Ладушки»).