Холзакова Анна
Консультация для воспитателей ясельных групп «Агрессивность у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
У маленьких детей агрессия проявляется в виде физических действий (кусаются, дерутся, плюются и т. п., реже вербальных выражений (ребенок угрожает убить, разорвать и т. д.). Агрессия может проявлять и скрытую форму и выражаться в нарушении уже усвоенных правил и т. п.
Примерно до 1,5-2 летнего возраста агрессивные проявления в поведении детей не имеют определенной направленности, цели, а больше похожи на эмоциональную разрядку, отчаяние, вызванное собственной беспомощностью. Если воспитатели в данном случае проявят испуг и будут поощрять своими действиями поведение малы-ша (дадут ему то, что он хочет, помогут залезть куда-то, без повода будут жалеть, то он постепенно усвоит, что такое поведение помогает в различных жизненных ситуа-циях, определенным образом влияет на окружающих, и будет использовать агрессию как способ достижения цели.
Публикация «Консультация для воспитателей ясельных групп „Агрессивность у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Агрессия у детей может быть и результатом притеснения, необоснованных и несо-ответствующих возрасту требований и ограничений, исходящих от взрослых.
Большая часть агрессивных детей вырастает в семьях, где агрессивность свой-ственна поведению родителей. Когда ребенок видит, что родители кричат, требуют немедленного подчинения, ругаются или жестоко наказывают провинившегося, для одних детей такое поведение становится самой верной моделью для подражания, а у других развивается покорность, боязливость и угодничество.
Не только авторитарное, агрессивное, но и чрезмерно уступчивое и потакающее поведение родителей может стать причиной появления агрессивности в поведении ре-бенка.
Для маленьких детей важно чувствовать внимание со стороны родителей, и по-этому если в семье мало общаются с ребенком, то агрессивное поведение может стать верным средством привлечения внимания к себе. Подобная ситуация может сложить-ся и в случае, если в семье появился еще один малыш и большую часть времени ро-дители уделяют ему.
Работа по преодолению агрессивности детей.
Уже в раннем детстве в поведении некоторых детей можно наблюдать агрессив-ность. Английский психолог Д. Лешли советует, если вы заметили, что агрессивное действие еще только готовится к свершению, то нужно отвести его руку или удержать за плечи.
Если агрессивное действие все же совершено, то нужно обязательно своим огор-ченным видом показать малышу, что такое поведение недопустимо, а «жертве» ока-зать внимание. Не следует долго помнить обиду, а лишь заметить, что такое охла-ждение в отношениях вызвано его агрессивным поступком.
В случае разрушительной агрессии воспитатель должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство поведением ребенка и предложить ему устранить причи-ненный разгром. При этом надо стараться, чтобы уборка была вызвана не наказани-ем, а желанием малыша самостоятельно или с помощью взрослого навести поря-док. Ребенка нужно обязательно поблагодарить. Не нужно настаивать, если ребенок не желает исправлять, нужно только показать свое сожаление.
Если вы сами невольно стали примером агрессивного поведения - накричали, от-толкнули, хлопнули по попе, необходимо тут же остановиться и попросить прощения у ребенка, извинившись за свою несдержанность. Дети будут подражать вашему по-ведению.
В раннем возрасте желательно начать обучать малыша альтернативным способам выражения своего гнева, например, когда злишься, топнуть ногой, но достичь види-мых результатов можно будет только в дошкольном детстве. При этом вам самим необходимо придерживаться заданных вами правил, иначе это будет восприниматься как еще одна форма диктата.
С. Я. Якобсон и С. Чернавина предложили для снижения агрессивности детей строить работу воспитателей по двум направлениям.
1. Систематизация торможения нежелательных форм поведения детей.
• Словесный запрет, который произносится строгим голосом и выделяется инто-нацией от других моментов воспитательного процесса.
• Различные формы порицания, которые наиболее эффективны, если исходят от какого-либо игрового персонажа, С. Чернавпна предлагает использовать для этого колпачок из плотной бумаги, На одной стороне которого нарисованы глаза, нос и рот с чрезвычайно сердитым выражением, а с другой с радост-ным. При агрессивных действиях одеваем «сердито» стороной и говорим: «Ай-яй-яй». Когда агрессия прекращается, колпачок поворачивается и гово-рим: «Молодец, теперь я рада».
2. Формирование сочувствия и уважения к сверстнику, его правам и
интересам.
Суть данной работы в том, чтобы привлекать внимание детей к пострадавшему от агрессивных действий ребенку. Малышам нужно обрисовать печальные последствия произошедшего, попросить пожалеть жертву и помочь ей. Развитие внимания к пе-реживаниям других и сочувствия - это длительный процесс, ориентированный на бу-дущее, но начинать заниматься этим нужно уже в раннем детстве.