Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине»

Гришукова Анна
Консультация для воспитателей «Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине»

Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине

1. В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т. д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, охранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т. е. развитие межэтнических отношений. Формирование культуры мира и межличностных отношений.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине“» размещена в разделах

Универсальным механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, являются педагогические технологии, при работе со сказкой.

Этим обусловлена актуальность исследования сказки.

Как объект научного анализа она давно привлекает к себе внимание и лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и многих исследователей, каждый из которых находит свой специфический срез исследования. Подобная специфичность сказки объясняется ее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.

Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории.

Сказка является отражением человеческой культуры.

У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т. п.).

Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа.

2. Познавательное значение русской народной сказки

• Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.

• Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.

• Сказка развивает эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

• В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением, т. е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.

• Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.

3. Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:

• заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;

• познакомить с понятием дом - как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.

• познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;

• приобщая детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;

• освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами,поговорками, загадками и т. д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;

• познакомить со старинными предметами быта.

• Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.

3. Основной формой и способом реализации этих задач являются:

• Чтение сказок.

• Рассказывание сказок.

• Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам

• Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»

• Дидактические и медиаобразовательные игры.

• создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»(картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).

• Создание и пополнение «Короба сказок»

• Проведение досугов народных праздников.

• Драматизация сказок.

• игровые занятия;

• комплексные занятия;

• самостоятельная игровая деятельность детей;

• самостоятельная продуктивная деятельность детей;

• посещение кукольного и драматического театра.

• Занятия в кружке «Мастерская Ляп Лепыча» (изготовление поделок из соленого теста идругих пластических материалов по сюжетам сказок)

• Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки).

4. Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

• элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -экспериментирования с предметами и материалами;

• моделирование сказочных сюжетов;

• творческие задания;

• пластические игры и упражнения;

• элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности,формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

Публикации по теме:

Сценарий сказки на новый лад «Вот у нас какая репка выросла большая» по мотивам русской народной сказки «Репка»Сценарий сказки на новый лад «Вот у нас какая репка выросла большая» по мотивам русской народной сказки «Репка» Поют дети (хор): - Во деревне, во большой, где живёт народ честной, Посадил репку дед, что бы выросла в обед! Репка что-то не росла, очень.

Фотоотчет о драматизации русской народной сказки «Колобок»Фотоотчет о драматизации русской народной сказки «Колобок» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Сценарий русской народной сказки «По щучьему велению»Сценарий русской народной сказки «По щучьему велению» Действующие лица: Невестка – Вера Пономарева, Емеля – Арсений Кравченко, Щука и Марья-Царевна – Маша Асенчакова. Невестка Эй, Емеля, просыпайся,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине»
Опубликовано: 16 октября 2024 в 05:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Гришукова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД