Гришукова Анна
Консультация для воспитателей «Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине
1. В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т. д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, охранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т. е. развитие межэтнических отношений. Формирование культуры мира и межличностных отношений.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Сказки. Консультации для родителей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Универсальным механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, являются педагогические технологии, при работе со сказкой.
Этим обусловлена актуальность исследования сказки.
Как объект научного анализа она давно привлекает к себе внимание и лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и многих исследователей, каждый из которых находит свой специфический срез исследования. Подобная специфичность сказки объясняется ее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.
Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории.
Сказка является отражением человеческой культуры.
У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т. п.).
Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа.
2. Познавательное значение русской народной сказки
• Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.
• Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
• Сказка развивает эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
• В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская : чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением, т. е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.
• Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.
3. Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм, как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:
• заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
• познакомить с понятием дом - как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
• познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
• приобщая детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
• освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами,поговорками, загадками и т. д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
• познакомить со старинными предметами быта.
• Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.
3. Основной формой и способом реализации этих задач являются:
• Чтение сказок.
• Рассказывание сказок.
• Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
• Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»
• Дидактические и медиаобразовательные игры.
• создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»(картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
• Создание и пополнение «Короба сказок»
• Проведение досугов народных праздников.
• Драматизация сказок.
• игровые занятия;
• комплексные занятия;
• самостоятельная игровая деятельность детей;
• самостоятельная продуктивная деятельность детей;
• посещение кукольного и драматического театра.
• Занятия в кружке «Мастерская Ляп Лепыча» (изготовление поделок из соленого теста идругих пластических материалов по сюжетам сказок)
• Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки).
В качестве основных методов и приемов использую :
• элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -экспериментирования с предметами и материалами;
• моделирование сказочных сюжетов;
• творческие задания;
• пластические игры и упражнения;
• элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности,формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.