Людмила Скиба
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими областями ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Физическое развитие. Консультация для воспитателей : «Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО». Скиба Людмила Анатольевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ №24 «Аленький цветочек» г. Новошахтинска, Ростовской области
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Консультация для воспитателей : «Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила инструктор по физической культуре Скиба Л. А.
Основная цель образовательной области «Физическое развитие» охрана здоровья детей, вырабатывание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» :
• Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Обязательным условием для решения задачи являются гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и др.) При этом используются здоровьесберегающие технологии, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж;
• Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость и координация);
• Накопление двигательного опыта детей, правильное выполнение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны);
• Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной деятельности, интереса и любви к спорту.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, создание на занятиях физической культурой педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях.
• Охрана безопасности и жизнедеятельности решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Через оказание помощи и поддержки окружающим воспитываются партнерские взаимоотношения.
• В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание.
У детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда.
Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с подготовкой помещения, участка к занятию (собирание опавших листьев, веточек, расчистка участка от снега, изготовление горки из снега, с расстановкой и сбором инвентаря, атрибутов. Необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых и сверстников.
• Нравственное и патриотическое воспитание осуществляется на занятиях по физкультуре в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных соревнований и досугов. Физкультурные развлечения позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Например: в процессе организации спортивного досуга «Веселые старты» совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребенка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Участие родителей создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.
• Дети с удовольствием играют в народные игры. Тем самым решаются задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью
«Познавательное развитие»
Активизация мышления детей через подвижные игры и упражнения со спортивным оборудованием; просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни; самостоятельный выбор игры, пересчет мячей; специальные упражнения на ориентировку в пространстве, усвоение нового материала, построение конструкций; закрепление знаний об окружающем мире предусматривает интеграцию с областью «Познавательное развитие».
• На физкультурных занятиях дети встречаются с элементарными математическими представлениями:
- совершенствуется умение ориентироваться в пространстве – определять центр, углы зала (левый, правый, умение двигаться в заданном направлении (змейкой, по диагонали, в обратную сторону).
- закрепляем понятия: широкий-узкий, короткий-длинный, геометрические фигуры.
- закрепляем навыки порядкового счета, например, подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз, посчитать количество прыжков до кубика, прыгать по 5 раз на правой и левой ноге, прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
• Интегрированные физкультурные занятия и экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.
• При проведении физкультурных досугов и развлечений используются пословицы и поговорки, загадки о временах года, явлениях природы.
На физкультурных занятиях совершенствуются знания о явлениях природы (п/и «Солнышко и дождик», «Снежинки», «Снежная фигура», игра с мячом «У меня в огороде», общественной жизни (п/и «Поезд», «Самолеты», повадках животных, птиц, насекомых (игровые упражнения «Бабочки», «Цапля» и др., п/и «Лягушки», «Воробушки и кот», «Летает, плавает, бегает», «Мыши в кладовой», «Лиса и гуси» и др.)
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью
«Речевое развитие»
• В процессе двигательной деятельности у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности, умение действовать в коллективе, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом. Формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.
• Происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой, поощрение речевой активности детей.
• С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью
«Художественно-эстетическое развитие»
• Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физ. упражнений формируется красивая осанка, развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений.
• Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Она способствует выразительности, четкости, координации движений, эмоциональному переживанию музыкальных образов, развитию слуха. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях требует бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной.
Музыка влияет на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.
• В подвижных играх имитационно-подражательного характера развиваются у детей физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и др.
Вывод:
Использование интегрированных занятий обеспечивает всестороннее развитие физических, речевых, психических качеств, навыков и умений. Интеграция разных образовательных областей позволяет сделать занятие интересным и динамичным. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.