галина копытина
Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в развитии познавательной активности для младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только
творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному процессу изложены в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Инновационные подходы в развитии познавательной активности для младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Стандарт предъявляет к личности ребенка определенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать
целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в
педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций, совершенствования педагогических технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен гибко
реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без применения инноваций.
Все это и обуславливает актуальность темы.
Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. На основе этой потребности, в процессе познавательной деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо
определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации.
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по- разному.
Г. И. Щукина определяет «познавательную активность»
как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Э. А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности дошкольника : это и
интерес к новому, стремление к успеху, радость познания».
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности
ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:
общение (Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, М. И. Лисина, Т. А. Серебрякова, и другие);
потребность в новых впечатлениях (Л. И. Божович);
общий уровень развития активности (Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицин и другие).
Для достижения цели стоит поставить следующие задачи:
формировать первичные представлений об объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях;
формировать познавательные действия;
создавать условия для развития познавательной активности;
развивать любознательность, познавательный интерес, воображение и творчество у младших дошкольников.
Теоретическая значимость педагогической работы заключается в изучении значения инновационных подходов как основы развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Практическая значимость
–создание методической копилки, возможности использования современных игр, упражнений, мультимедийных презентаций, способствующих развитию познавательной активности младших дошкольников.
1.
Этапы работы
Информационно-методологический
На данном этапе анализируется состояние проблемы использования
инновационных подходов в теории и практики.
1. Личностно-ориентированные технологии.
Основная цель данной технологии
-обеспечение комфортных и безопасных
условий развития воспитанника. Личность ребенка ставится в центр всей системы дошкольного образования.
2. Технология проблемного обучения.
Создание ситуаций проблемного характера.
Подобные ситуации затруднения помогают пробудить интерес у младших дошкольников, готовность самостоятельно искать правильные решения.
3. Игровые технологии.
Главная цель -создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития воспитанников.
4. Технология интегративного обучения.
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности способствует формированию целостной научной картины мира дошкольника, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу, способствует повышению мотивации детей и формирует познавательный интерес.
5. Информационно –коммуникационные технологии.
Использование электронных образовательных ресурсов открывает возможность передачи информации для всех субъектов образовательного процесса в новой, интересной форме.
6. Проектная деятельность.
Это способ взаимодействия с окружающей средой, позволяющий экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.
Основой для развития познавательной активности младших дошкольников является сенсорное воспитание. Данный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Поэтому необходима организация систематической работы по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Большие возможности для сенсорного развития таят в себе игровые технологии. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает
разнообразными новыми движениями, действиями. Своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Организованная образовательная деятельность, построенная на игровых технологиях, проходит очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.
Использование технологии проблемного обучения, создаются ситуации затруднения. Например: иллюстрации машины с квадратными колесами и
вопрос «Почему машина не едет?».
Подобные задачи помогают пробудить у воспитанников инициативу, самостоятельность, сообразительность, готовность искать правильные решения, развивают интерес к познавательной деятельности.
Технология интеграции.
Объединение нескольких познавательных областей, способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков дошкольников
Повторение одного и того же материала посредством интеграции в различных видах деятельности ведет к его лучшему усвоению воспитанниками.
Основным условием правильного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий.
Одна из наиболее удобных и эффективных форм
-информационно -коммуникационные технологии. Мультимедийная презентация –отличный способ развить в ребенке аналитическое мышление и воображение, ведь помимо развлечения и информирования такое обучение помогает всесторонне развить ребенка.
Информационно -коммуникационные технологии становятся универсальным языком, помогающим развивать познавательную активность детей.
Необходимым и обязательным условием для развития познавательной активности воспитанников является специально созданная развивающая предметно – пространственная среда.
Помимо использования технологий, потенциала современной предметно-
пространственной среды инновационный подход включает и нестандартные формы, методы работы с детьми.
Одно из необходимых условий активной деятельности дошкольников
–хорошее здоровье, позитивный эмоциональный настрой.
Важную роль в развитии познавательной активности детей младшего
дошкольного возраста путем инновационных подходов играет и работа
с родителями.
Для привлечения родителей к вопросам воспитания и обучения детей
применяется проектная деятельность.
Совместная деятельность способствует установлению доверительных отношений с семьями воспитанников и повышает педагогическую компетентность родителей.
Стабильная последовательная работа по использованию инноваций в педагогическом процессе приведёт к положительным изменениям
познавательного, эмоционального и коммуникативного развития детей.
Все это способствует разработке циклов интегрированной образовательной
деятельности, созданию методической копилки и электронных образовательных ресурсов.