Ирина Алексашкина
Консультация для воспитателей «Игровые приемы в процессе руководства изобразительной деятельностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
на тему: «Игровые приемы в процессе руководства изобразительной деятельностью»
Необходимость использования игровых приёмов в работе с детьми дошкольного возраста не вызывает сомнений у воспитателей. Но не всегда учитывается специфика их применения.
Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью (младший дошкольный возраст).
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые приемы в процессе руководства изобразительной деятельностью“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Исходя из особенностей игры и изобразительной деятельности, выделяют следующие приё мы: обыгрывание различных предметов (игрушек, рисунка (лепки, аппликации) в процессе его выполнения и уже законченного. Эти приёмы позволяют достичь определённого эффекта в процессе руководства изобразительной деятельностью. Они применяются в работе с дошкольниками всех возрастных групп, но в каждой отличаются своеобразием, которое проявляется, во-первых, в содержании игровых задач и игровых действий; во-вторых, в способах выполнения детьми игровых действий и в характере игрового материала.
Что же определяет их своеобразие? На что нужно ориентироваться воспитателю, чтобы применить соответствующие игровые приёмы? Прежде всего, на игру детей, на уровень её развития в данный возрастной период. Следует учитывать. Что дети знают об окружающем мире, что их интересует. Волнует, что они пытаются отразить в своих играх. Так ориентируясь на уровень сюжетно-отобразительной игры, характерной для детей 3-го года жизни. И понимая, что малышей интересует мир предметов, воспитатель строит содержание игровых приёмов на событиях, фактах, центром которых являются различные предметы и действия с ними. Например, ребёнок катает машинку по нарисованной дорожке или обыгрывает слепленный самолёт, изображая как он летит, садится и т. д.
Появление во второй младшей группе сюжетно-ролевой игры означает, что ребёнку становится интересен человек (животное, сказочный персонаж) и его действия. При этом прежний интерес к предметам и действиям с ними не исчезает, а сосуществует с новыми. Следовательно, в игровых приёмах можно ставить разные по содержанию игровые задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора непосредственных наблюдений малышам становится близким и понятным образ петушка. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зёрнышки, воспитатель выполняет с ним определё нные действия: петушок гуляет, клюёт зёрнышки и т. п.
Малышу постарше не только интересно самому показать, как петушок ходит, но и передать его взаимоотношения с другими персонажами (лисой, котом и т. п.) в связи с этим в игровых приёмах увеличивается количество игровых персонажей, разнообразнее представлены их действия.
Конкретное содержание, а следовательно, и содержание игровых задач и действий в игровых приёмах, педагог должен придумать сам, ориентируясь на знания и интересы детей своей группы.
Кроме того, при определении игровых приёмов нужно учесть способы выполнения игровых действий, которыми овладели дети в самостоятельных играх, характер игрового материала. Это могут быть настоящие предметы, игрушки, предметы-заместители, даже воображаемые предметы.
В игровых приёмах, применяемых в первой младшей группе, чаще используются развёрнутые игровые действия с игрушкой. Этот вызвано тем, что рисунки (лепка, выполненные трёхлетками, не всегда узнаваемы, а действия с игрушкой, близкие к реальным, будят детское воображение, помогают оживить образ.
В игровые приёмы, применяемые во второй младшей группе, включаются самые разнообразные действия. Однако чаще, чем в первой младшей группе, используются условные, обобщённые действия с предметами-заместителями или действия, выраженным жестом, переданные словом (репликами, диалогом).
Какова же методика применения игровых приёмов в младших группах?
Основная задача обыгрывания - развитие воображения, формирование интереса к результату деятельности (рисунку, поделке). При этом воспитатель подводит детей сначала к принятию предложенной изобразительной задаче, а затем к самостоятельной её постановке и выполнению.
Для обыгрывания рисунков (поделок) в группе желательно иметь мелкие игрушки, образы которых близки и понятны детям.
В первой младшей группе не следует применять игровую мотивацию, регулирующую деятельность в течение всей НОД. Нужно создавать игровые мотивы отдельных действий, когда интерес детей вызывается любимой или новой игрушкой, игровым действием, традиционно используемым «сюрпризным» моментом.
Затем обыгрывается выполняемый рисунок. Этот процесс представляет собой игровое упражнение. В конце НОД обыгрываются готовые рисунки.
Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и не редко с неё начинается.
Предлагаемая методика использования игровых приёмов применима и во второй младшей группе. Однако уровень изобразительной деятельности детей этого возраста значительно выше. Ребёнок четвёртого года жизни стремиться отразить в рисунке, лепке, то, что на него произвело наибольшее впечатление, что его волнует. Чтобы помочь детям передать свои впечатления, воспитатель с помощью игровых приёмов учит их способам изображения предметов простейших форм.
В начале НОД используется игровая мотивация изобразительной деятельности : рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки). Это даёт возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи. В процессе изображения используется приём обыгрывания создаваемого рисунка.
Во второй младшей группе дети осваивают технику работы с материалом, поэтому важно дать возможность почувствовать её влияние на выразительность рисунка, поделки. Для этого педагог придумывает такое содержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогает им увидеть качество рисунка, поделки.
Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего времени от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценки полученного результата, данной воспитателей.
В работе со старшими дошкольниками есть своя специфика. В соответствии с развивающимися интересами детей, изменяется содержание игровых приёмов (игровых задач и действий). В отличие от предыдущих возрастных групп, основным содержанием становится общение между людьми. Безусловно, детям по-прежнему интересны ролевые действия с предметами, но уже в большей степени они состоят из ролевых действий, отражающих взаимоотношения между персонажами.
Придумывая игровые сюжеты для старших дошкольников, следует опираться не только на их непосредственный опыт, но и на знания, впечатления, полученные из книг, мультфильмов, других источников.
Игровые действия, характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в основном в речи. Из игрового материала широко используются предметы-заместители и воображаемые предметы.
Обыгрывание игрушек. Содержание игровых действий - в основном общение, взаимодействие детей с любимыми игровыми (сказочными) персонажами, общение персонажей между собой. В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, обучение игровых персонажей каким-то действиям, игры-загадки и т. д.
Как изменяется в старших группах приём «обыгрывания изображения», можно проследить на примере: Ребёнок нарисовал Буратино, который пришёл на хоккейный матч. Воспитатель, рассматривая рисунок, говорит: «Ой, как ты громко кричишь, Буратино, сразу видно твоя команда гол забила. А за кого ты болеешь? - За всех! Я не отличаю» - отвечает педагог голосом Буратино. Затем воспитатель обращается к ребё нку: «Как ты думаешь, почему Буратино не может отличать хоккеистов разных команд?», тем самым, нацеливая его на передачу особенностей одежды игроков.
То же содержание и способы игровых действий применяются в приёме «обыгрывание выполненных изображений». Этот приём направлен на анализ, оценку детских работ, развитие воображения. И решаются эти задачи в контексте игрового общения.
Все вышеназванные приёмы напоминают «режиссёрские» игры, когда ролями наделяются игрушки (изображения). Однако в старшем дошкольном возрасте применяются приёмы, в которых носителями ролей являются не игрушки и рисунки, а сами дети. В этом случае изобразительная деятельность в НОД организуется по типу аналогичной деятельности взрослых (строители - аппликации домов, художники Хохломы - декоративное рисование и т. п.).
НОД с применением игровых приёмов не должна быть более длительной, чем обычная. Как этого достичь? Возможно, часть задач следует решать до НОД или после. Так, предложение темы, мотивацию можно органично включить в контекст предшествующей игровой, бытовой и другой деятельности.
Таким образом, чем органичнее содержание НОД и игровых приёмов связано с общевоспитательной работой детского сада, тем естественнее игровое общение, тем больше времени можно уделять собственно исполнительской деятельности детей.