Наталия Байвалюк
Консультация для воспитателей «Играя, лечим. Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Каждое логопедическое занятие начинается с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует, неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Важна роль дыхания, как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.
Темочки:
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого.
Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины обследуемых детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин. Установлена связь между способом дыхания и успехами обучения. От того правильно ли дышит ребенок, или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они и не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становиться таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, произношение, речь в целом. Ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные вещества. Поэтому дети, которые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому дыханию.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддерживания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма.
Научиться правильному дыханию можно с помощью дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика является прекрасным общеукрепляющим средством. Правильное дыхание, как уже говорилось, очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации. Как известно, при тяжёлых формах патологии у детей с нарушениями речи страдает как лексико-грамматическая сторона речи, так и звуковая. В целом ряде случаев отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти нарушения отмечаются в структуре дефекта при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии, при заикании
На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;
- заниматься до еды;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания. Сначала нужно научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Приведем несколько примеров таким игровых упражнений.
Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время, в любые режимные моменты: на прогулке, во время утренней гимнастике, можно использовать упражнения - как физминутки. А сделать упражнения интересными помогут стихи.
Упражнения для формирования диафрагмального дыхания.
Упражнение «Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем
А рукою проверяем:
Шарик лопнул- выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
(Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.)
Упражнение «Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнения для дифференциации носового и ротового дыхания.
Упражнение «Вдох- выдох».
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:
вдох через нос- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через нос,
вдох через рот- выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Вдохнули ртом и выдох ртом,
Дышим глубже, а потом.
Упражнение «Ветер дует».
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть,
Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть,
Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть,
Я подую близко- (руки положить на грудь и подуть на них).
Упражнение «Снежинки».
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
Упражнение «Пила».
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.
Пила, пила пили живей,
Мы строим домик
Для гостей.
Упражнение «Повороты».
Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,
влево поворот- вдох, вправо- выдох.
Боком- боком, боком- боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Упражнение «Хлопки».
Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.
С барабаном ходит ежик
Не жалеет своих ножек.
Он играет целый день,
Он не знает слова- лень.
Упражнение «Петушок кричит».
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».
Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках,
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх,
Всех ребяток разбудил (подняться на носки) : «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).
Упражнение «Одуванчик».
Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелёк.
Упражнение «Пропеваем звуки».
Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки:
а, о, у, и, э.
Мы все весело играем,
Вместе звуки пропеваем.
Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.
Игра «Колобок»
Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.
Игра «Горох».
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.
Игра «Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает
Игра «Муравейник»
Кто такой построил дом?
Мы осмотрим все кругом.
Можно внутрь заглянуть,
Если на него подуть.
Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.
Игра «Акробат».
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану-
Проползу и не устану.
На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.
Игра «Лодочки».
Дуть на лодочку из пенопласта.
Игра «Футбол».
Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Игра «Горка».
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.
Игра «Черепашки».
Черепашки -малыши
Очень слабы и малы.
Нужно очень постараться до воды помочь добраться.
Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха) поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.
Игра «Автомобили».
Мотор гудит, настал черед
Быстрее вырваться в перед.
Как надо ездить покажу,
И первым к финишу приду.
По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
Игра «Хорошая погода».
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь.
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
“Греем ручки” (выдыхание струи воздуха на ладони, “Снежинки” (сдувание со стола комочков ваты, “Листья падают и кружатся” (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев, “Цветной фонтанчик” (поддувание дождика, прикрепленного к палочке, “Свечка” (задувание свечи, “Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек, “Лети, лети, лепесток” (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги “цветика-семицветика”, “Цветочек” сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек, вдохнув аромат, “Покатай карандаш” (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш, “Загони машину в гараж” (через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гараж) и т. д.
Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:
пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др.
После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров:
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков: “Кукла Катя хочет спать” (А-а-а, “Дует сильный ветер” (У-у-у) и др.
- Многократное повторение слогов на одном выдохе: “Дождик капает по крыше” (“Па-па-па”, “Зайка прыгает” (“Оп-оп-оп”, “Мишка топает” (“Топ-топ-топ”) и т. д. ;
- Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: “Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер”;
- Проговаривание скороговорок и чистоговорок;
- Выразительное чтение стихотворений.
Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, можно планировать комплексы дыхательно-голосовой гимнастики на каждую неделю. Желательно, чтобы тема комплекса и лексическая тема совпадали. Благодаря частой смене упражнений интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Приведу примеры нескольких комплексов дыхательно-звуковой гимнастики :
Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей.
Таким образом, мы одновременно решаем несколько задач: развиваем голос и правильное звукопроизношение, формируем осмысленную моторику и двигательное воображение, оздоравливаем детей. А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.