Елена Ворожейкина
Консультация для воспитателей «Играем и развиваем речевое дыхание»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание, которое входит в сложную функциональную речевую систему и представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Публикация «Консультация для воспитателей „Играем и развиваем речевое дыхание“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Процесс формирования правильного речевого дыхания достаточно долгий и кропотливый: от постановки правильного диафрагмального типа дыхания и формирования длительного ротового выдоха до тренировки удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а также сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
. А так как в дошкольном возрасте основным и самым любимым видом деятельности является игра, необходимо использовать на всех этапах как можно больше игровых приёмов.
На этапе отработки воздушной струи без участия голоса можно использовать следующие игры:
Лети, бабочка (листочек, снежинка, птичка).
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки (листочка, снежинки, птички).
Ход игры: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Взрослый дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Снежинки
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами. Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Садимся за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктельные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
Свистульки
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: Перед началом игры следует подготовить свистульки.
- Посмотри, какие красивые у вас игрушки-свистульки!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы ребенок дул, не напрягаясь, не переутомлялись.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки.
На этапе отработки воздушной струи с участием голоса использую такие игровые приемы:
1. Для отработки удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных и согласных звуков использую звукоподражания. ( Труба гудит: у-у-у-у-у; пароход гудит: у-у-у-у-у; медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; ветер воет: у-у-у; девочка плачет: а-а-а; комар летит: з-з-з; змея шипит ш-ш-ш и т. д.)
2. “Эхо в лесу”. Детей распределяю на две группы. Первая группа вместе с мной громко произносит звуки или их сочетания. Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.
3. “Вьюга” - вместе с детьми изображаем сначала начало вьюги - тихое, длительное у-у-у, затем вьюга усиливается - громкое длительное у-у-у.
4. “Насос” - ребёнок встаёт прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища и произнесением звука с-с-с.
5. “Дровосек”. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Ребенок поднимает сцепленные руки вверх – вдох, опускает вниз – медленный выдох с произнесением слова ух-х-х.
6. “Петух”. Ребенок встает прямо, руки опущены. Затем поднимает руки в стороны, хлопает ими по бедрам. Выдыхая, произносит: ку-ка-ре-ку.
Призываю всех педагогов не забывать о роли игры и игровых моментов в нашей работе. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Играйте и развивайте!