Елена Лемещенко
Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С. В. Мухина и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т. к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием -звуко-слоговой анализ слов. Должна проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Речевое развитие детей 5–7 лет“» размещена в разделах
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
В образовательной деятельности по обучению грамоте детей старше-подготовительной к школе группы в нашем ДОУ используется программа «От слова к звуку», которая составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
В этой программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Для достижения целей интеллектуального развития детей программа направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
-Формирование и развитие фонематического слуха
-Развитие произносительных умений
-Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
-Знакомство со слоговой структурой слова
-Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения. Расширение словарного запаса детей
-Формирование и развитие звуко -буквенного анализа
-Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие :
-Развитие слухового восприятия
-Развитие графических навыков
-Развитие мелкой моторики.
Воспитательные :
-Воспитание умения работать.
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий,
-развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
-формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
К концу года дети подготовительной к школе группы должны знать и умет:
-буквы русского алфавита
-понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
-правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
-определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
-различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
-пользоваться графическим обозначением звуков;
-произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
-записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
-составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
-пересказывать простые сказки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи Основные направления
реализации образовательной области Методическое обеспечение
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой,
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Развитие словаря :
• Воспитание звуковой культуры
речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения
• Формирование грамматического
строя:
(изменение слов по родам, числам падежам, освоение различных типов словосочетаний
и предложений, словообразование)
• Развитие связной речи :
• Формирование элементарного
осознания явлений языка и речи:
различение звука и слова,
нахождение места звука в слове
• Воспитание любви и интереса к художественному слову • В. В. Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., 2011
• В. В. Гербова. Занятия по развитию речи средней группе детского сада. – М., 2011
• В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 2011
• Г. Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М., 2007
• Е. В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М, 2011
• В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. М, 1989г.
• Г. Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М., 2007
• Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года, 2011
• Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 года, 2011
• Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 года, 2011