Ирина Ремизова
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десять лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей. Имеющих отклонения в развитии, в 2,6 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения в той или иной степени.
Публикация «Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей „Оздоровительная функция музыки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Для эмоционально- эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.
Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыки, ее способность устанавливать гармонию в состоянии человека. В трудах Пифагора музыка описывается как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Аристотель подчеркивал, что музыка посредством катарсиса освобождает человека от травмирующих психику переживаний. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека. В настоящее время в России музыкотерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, в различных направлениях медицины, психологии и педагогике.
Механизм влияния музыки на человека сводится к следующему: музыкальный звук- это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность. Звук влияет на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность. Восприятие музыки осуществляется через слух, который изначально служит ориентирующим инструментом, эмоционально настраивает человека по отношению к внешним воздействиям.
Так, в работе С. В. Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярном использовании вокалотерапии происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды, т. е. вокалотерапия становится своеобразным синхронизатором. Работы Н. Н. Захаровой и А. М. Авдеева подтвердили влияние положительных эмоций музыкальных произведений на активность коры головного мозга. Учащение сердечных сокращений и дыхания.
В современных условиях существует острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности дошкольников. Учитывая их возрастные психофизиологические особенности и состояние социума, ведущими становятся развивающая и оздоровительная функции музыки. Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей : восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций дошкольников, гармоничном развитии физических и эстетических качеств.
Применение тонирования в вокалотерапии приводит к уравновешиванию воли мозга, снижению частоты сердечных сокращений, гармонизации эмоциональной сферы. Дети тонируют на удобной для них ноте. Звук «м-м-м» снижает напряжение, звук «и-и-и» стимулирует и т. д.
Танец, мимика, жест - один из способов выражения чувств и переживаний. Как отмечал И. М. Сеченов, любое переживание заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Это утверждение стало основой биоэнергетической теории телесной терапии Р. Райха и А. Лоуэна. По их мнению, психические травмы находятся в мышечном панцире, препятствующем свободному выражению эмоций. Массируя, упражняя эти зажатые мышцы, можно ослабить мышечную «броню панциря», и зажатые в нем эмоции получат возможность свободного выхода.
Гибкое тело более способно к проявлению различных чувств, отражающих в движениях, мимике. На этой основе построена коррекционная ритмика, широко вошедшая в практику дошкольных учреждений. Известно, что каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.
Все вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками.
Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмфатические чувства.
Занятия музыкой как мы знаем, имеет множество функций : развивающую, познавательную, и т. д.
Но одной из самых значимых, особенно для детского возраста является её оздоровительная функция.
1. Рассмотрим такой термин как МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека.
В основе музыкотерапии лежат несколько видов воздействия:
1. Психо-эстетическое – возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.
2. Физиологическое – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.
3. Вибрационное – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.
Достоинствами музыкотерапии являются :
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Учеными – медиками разработаны следующие муз. программы:
1. снятие стрессов и – облегчение болей у взрослых и детей;
2. повышение резервных особенностей организма;
3. лечение бронхиальной астмы;
4. лечение психосоматических расстройств;
5. для престарелых лиц, нуждающихся в уходе;
6. для детей и взрослых, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в мед. Науке древнего Египта, Греции, Рима.
Лечение музыкой набирает свои обороты, и музыкотерапия для нас становится не таким уж странным занятием. Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, который в настоящее время только начинают изучать.
Ученые пытаются понять каково эмоциональное, физиологическое и биохимическое воздействие музыки на человека. Но достоверно установлено, что классическая музыка композиторов прошлых веков благотворно влияет на живой организм. Даже опыты ученых на растениях и животных подтвердили это.
Музыкотерапия начинается с прослушивания спокойной и приятной музыки – классика.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗВУКА НА ОРГАНИЗМ.
Музыка – явление физическое. Возникающие реакции слуховой адаптации порождают различные эстетические переживания, динамика которых приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, тонус головного мозга и кровообращение.
Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы муз. произведений очень близки к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Воздействие классической музыки замедляет пульс, способствует расширению сосудов и нормализации давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
Интересно что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому обед в муз. сопровождении показан с физиологической точки зрения.
Как показали эксперименты особенно сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние больных оказывает звучание струнных инструментов, прежде всего скрипка, на последнем месте – гитара.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. Н. Бехтерев еще в начале ХХ столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но оздоравливает их. Самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов в клетке повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, гимнастикой продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по разному относились к такому совету. Но когда все эти дети прошли обследование в институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную музыкотерапию.
Музыкотерапия противопоказана :
1. Младенцам предрасположенным к судорогам.
2. Тяжелое состояние ребенка, сопровождающееся интоксикацией.
3. Больным отитом.
Но воздействие музыки на человека может быть и пагубным. Громкие звуки убивают клетки, которые передают информацию о звуковых колебаниях в головной мозг. На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок и поп- музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы. И вот что получилось. Прослушивание такой музыки может вызвать сильное возбуждение вплоть до полной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим, нервные срывы, теряется острота зрения и слуха, начинают дрожать руки, повышается содержание адреналина в крови и других гормонов.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в зале слушатели не могли ответить на вопросы: «Как вас зовут?» «Где вы находитесь?»
Вокалотерапия – один из методов музыкотерапии. Обладает высокой терапевтической эффективностью. Это подтверждено лабораторными исследованиями: бронхоскопией. Томографией, клиническими анализами крови поющих.
Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей.
Когда человек говорит или поет, то от60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы и только 15-40 % во внешнюю среду.
ДЫХАНИЕ.
Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни.
От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое, т. е. правильное дыхание – нижними ребрами. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это слишком много энергии. Отсюда – бронхиальная астма, сердечные дисфункции. Пение как раз помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг.
Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую тренировку и стимулируют головной мозг.
Во всем мире с помощью хорового пения лечат детей от заикания. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например «р» и «ш»).
В школе-лицее № 69 Липецка занятия пением практикуются с целью профилактики болезней. По наблюдениям педагогов, те из ребят, которые посещают эти уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться. По утверждению липецких специалистов, для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные пеcни. «Чтобы красиво петь, надо правильно дышать, -объясняют педагоги. - Особые вокальные и специальные дыхательные упражнения мы включили в программу обычных уроков пения. И, кроме оздоравливающего эффекта, открыли еще одно свойство: поющие, танцующие и рисующие дети получают больше «5» и по другим предметам».
Исследования американских ученых, проведенные среди певцов одной оперной труппы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.
Руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые в свою очередь, влияют на связанные с ним важные органы и системы: почки, железы внутренней секреции, массирует гортань, сердце. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация.
С помощью специальной аппаратуры мы снимаем её с любого органа, делаем математические раскладки, анализируем. И потом все данные используем для акустического массажа» С помощью муз. звуков можно полностью восстановить кровообращение любого органа.
ПЕНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.
На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы).
Или просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия.
А также оздоравливающий момент опять же связан с техникой так называемого «цепного» дыхания. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции. «Цепное» дыхание учит не только непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха.
Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в вокалотерапии.
С древнейших времен людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали в Индии и Китае.
С учетом открытий в этой области рекомендации будут такие:
«А» - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь.
«И» - лечит глаза, уши, тонкий кишечник.
«У» - улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, матки и яичников у женщин.
«Э» - улучшает работу головного мозга.
Звукосочетания:
«ОМ» - снижает кровяное давление.
«АЙ», «ПА» - снижают боли в сердце.
«АП», «АМ», «АТ, «ИТ» - исправляют дефекты речи.
«УХ», «ОХ», «АХ» - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ.
Танец всегда был одним из любимых занятий детей. Он не только развивает, но и доставляет эмоциональное и эстетическое удовольствие ребёнку.
Музыкально-ритмические движения способствуют всестороннему развитию детей. Улучшается координация, ориентировка в пространстве, пластичность, гибкость, внимание, воображение, развивается музыкальный слух, чувство ритма.
Через танец дети познают прекрасное.
Особенно важны муз-ритмические движения под музыку для детей с нарушениями речи. Они помогают наладить координацию, освоить ритм, улучшают реакцию.
Также особое значение для общего оздоровления имеет такой раздел как танцевальное творчество.
Музыкально-двигательная фантазия развивает у ребенка:
1) эмоциональную отзывчивость;
2) двигательную активность, способность к творчеству, воображение;
3) речь, память, мышление;
4) умение ориентироваться в пространстве;
5) пластику.
Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, гармонизации психоэмоциональных процессов мозга.