Майя Удеева
Консультация для воспитателей «Грамматический строй речи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Грамматический строй речи в средней группе»
Важнейшее значение в средней группе занимает работа по формированию грамматического строя речи. Это значение занимает значительно больше места, чем во второй младшей группе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Грамматический строй речи“ в средней группе» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; усиливается ориентация на окончаниях слов при их согласовании в роде (веселый мальчик, добрая девочка).
Особое внимание следует уделять выработке умений образовывать разные формы глаголов, правильному спряжению глаголов по лицам и числам. Детей знакомят со способами образования глаголов (мыло — мылит); упражняют в правильном понимании и употреблении предлогов с пространственным значением (в, на, между, около, под).
Большое место в средней группе, отводится обучению детей разным способам словообразования на материале слов, выраженных разными частями речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа (цыпленок- цыплята -нет цыплят). Упражняют в образовании названий предметов посуды (сахарница, масленка, солонка).
Составляя с прилагательными и глаголами словосочетания и предложения, ребенок подводится к построению связного высказывания.
Формирование грамматического строя речи, как часть занятия, проводится дважды в месяц, а вне занятий – еженедельно. Грамматические правила детям не даются, но материал к занятиям надо подбирать с их учётом. Словесный материал надо подобрать так, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило. Следовательно формирование грамматического строя речи происходит в словесно-игровой форме.
Например: проводятся игры и игровые упражнения такие, как: «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа существительных, «Поручения» (на образование формы повелительного наклонения глаголов, «Магазин» (на употребление названий предметов посуды, «Мы хотим- вы хотите» (на спряжение глаголов хотеть,«Чей домик?» (на согласование прилагательных и существительных или глаголов и существительных в роде).
Грамматически правильную речь помогают выработать такие приемы, как неоднократные повторы, игровые правила. Например, не откроются дверки домика, пока не скажешь правильно; не выполнит просьбу, если изложено неверно.
И, конечно, большую роль играет предметно-развивающая среда. Весь материал подбирается для решения задач по формированию навыков грамматического строя речи.
- В книжном уголке постоянно меняется художественная литература, книги подбираем красочно оформленные (рассказы, стихи, сказки);книги подталкивающие на выполнение грамматических правил («Умные сказки», «Мой город», «В нашем доме»)
- В строительном уголке строительный материал разный по цвету, величине, фактуре.
- Игровая зона содержит много домино, настольно-печатных игр («Мамины детки», «Чем отличается», «Найди пару», «Где что растет», «Разные профессии», «Поварята») – решающие задачи на использование предлогов, употребление глаголов в ед. м. числе, в разном времени, а так же на составление словосочетаний и небольших предложений.
- В театральном уголке заменяются сказки разными видами театров, очень много маленьких настольных игр. Выразительные мягкие игрушки с ярко выраженными признаками. Используются в работе веселые кубики (с наклеенными картинками) – для упражнений образовывать разные формы глаголов (Что умеет делать девочка? Как помочь маме? Что делает собачка)
Зная задачи, методические подходы и обогатив предметную среду мы формируем грамматический строй речи детей.