Наталия Ваганова
Консультация для воспитателей «ФЭМП в игровой деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Этот вопрос актуален всегда, потому что формирование элементарных математических представлений - это
мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования
его познавательных и творческих способностей.
имеет важное значение в развитии памяти, внимания, логического мышления, воображения, восприятия.
формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал.
Публикация «Консультация для воспитателей „ФЭМП в игровой деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
готовит ребёнка к дальнейшему обучению в школе.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют методические приё мы: сочетание практической и игровой деятельности.
Ведь игровая деятельность вызывает не только интерес своим содержанием, занимательной формой, приносит удовольствие и радость для ребёнка, но и побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Дидактические и математические игры и упражнения
вызывают интерес к процессу познания и, что очень
важно, облегчают процесс усвоения знаний.
Своими задачами я ставила:
развитие логического мышления;
активация умственной деятельности;
формирование самостоятельности, наблюдательности;
выработка усидчивости;
оживление процесса обучения.
Работая со старшими дошкольниками, на занятиях и в повседневной жизни я широко использовала дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, я закрепляла, углубляла и расширяла математические представления детей.
Ребятам полюбились игры со счётными палочками на составление из них различных фигур – по предложенному образцу или проявляя свою фантазию. Такие упражнения развивали у детей ловкость, координацию, внимание, воображение, мышление, закрепляли представления о геометрических фигурах, знакомили их с понятием «симметрия».
Регулярно предлагаю своим воспитанникам математическую игру «Фигурный домик», которая являлась «тренажёром» игр и упражнений на закрепление математических знаний детей о геометрических фигурах и их свойствах (величина, форма, цвет, понятий «строка», «столбец». Игра также развивала восприятие, зрительную память, сообразительность, логическое мышление детей.
Мною была изготовлена дидактическая игра «Запомни и повтори». Предлагаемая игра развивает внимание, зрительную память, тренирует мелкую моторику пальцев. Суть игры: играют парами (взрослый и ребёнок или 2 ребёнка); один выкладывает в произвольном расположении несколько крупных пуговиц на поле из 9 квадратов, а второй по памяти должен повторить предложенный напарником вариант расположения пуговиц на поле.
Также создала для детей дидактическую игру «Секреты квадрата». Цель игры – составить из трёх частей квадрата плоские изображения фигур, ориентируясь на образец, используя все части, присоединяя одну к другой и не накладывая их друг на друга.
Часто применялось мной в повседневной жизни дидактическое пособие «Собери целое» на развитие сообразительности, логического мышления, тренировку мелкой моторики пальцев детей.
При формировании элементарных представлений у дошкольников я использовала игры на плоскостное моделирование («Пифагор», «Танграм», «Квадраты Никитина», «Колумбово яйцо», направленные на развитие логического мышления, смекалки, фантазии, тренировку памяти, усидчивости.
В прошлом учебном году по самообразованию мною была выбрана тема «ФЭМП через проектную деятельность». Я разработала и провела краткосрочные проекты «Зачем повару математика?» и «Город математики». Остановлюсь более подробно на каждом из них.
Вашему вниманию предлагаю проект «Зачем повару математика?», целью которого было раскрытие значимости науки математики в жизни человека. В подготовительную часть работы над проектом входило общение детей с родителями. Им было дано задание: узнать у своих родителей нужна ли им на работе и в повседневной жизни математика. Затем мы обсудили ответы, полученные от родителей. И дети пришли к выводу, что математика – очень важная и нужная людям наука. Потом перед детьми был поставлен новый вопрос: а нужна ли повару математика? Мы отправились в гости в нашу столовую, чтобы спросить у повара Жанны Юрьевны, нужна ли ей в работе математика?
Возвратившись из столовой, детям было предложено самим превратиться в поваров. Ребята выполняли различные практические исследования:
• расставляли посуду, упражняясь в ориентировке на листе бумаги;
• готовили овощи для салата, уравнивая неравное число предметов двумя способами (убавлением и прибавлением);
• расставляли кастрюли по высоте, закрепляя навыки сравнения предметов;
• измеряли крупу условной меркой, воспитывая интерес к профессии повара
и другие игровые упражнения.
Установив опытным путём, зачем повару математика, детям было предложено нарисовать рисунки, где они изобразили, зачем же, по их мнению, нужна повару математика (продемонстрировать рисунки).
Следующий проект «Город математики», целью которого было формирование у детей умения применять математические знания для решения нестандартных практических задач. Ребятам была предложена игровая ситуация : в группу пришло письмо от царицы математики, где она пишет, что на их город напали вирусы и всё уничтожили. И теперь жителям этого города негде жить. Царица Математики обращается к детям с просьбой, помочь построить новый город Математики.
После обсуждения проблемы, была поставлена конечная цель – поскольку новый макет города надо было отправить по почте, то удобнее нарисовать улицы города и жителей на бумаге. Обсудили с ребятами детали реализации поставленной задачи, и они начали своё творчество. Затем каждый защищал свой проект, рассказывая про свою улицу и его жителей.
В день открытых дверей, организованный для родителей, мы с ребятами изготовили коллективную работу под названием «Станем архитекторами!», в ходе которой ребята упражнялись в составлении различных по высоте и длине домиков из 8 треугольников, закрепляли знания о чётных и нечётных числах. У нас получилось хорошее игровое пособие : мои воспитанники учились находить безопасный маршрут от «своих» домов до детского сада, магазина и других объектов.
Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что математика для детей – игра, учёба, труд, серьёзная форма воспитания и способ познания окружающего.