Евгения Царева
Консультация для воспитателей «Формы оздоровительно-воспитательной работы с дошкольниками»
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время одной из наиболее важных и актуальных проблем является состояние здоровья подрастающего поколения
Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы оздоровительно-воспитательной работы с дошкольниками“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одной из задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие детей в подвижных играх.
В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа. Основной задачей данной работы является организация здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Анализ физического развития выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше дошкольников, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время заметно снизилось. Поэтому важной задачей образовательных учреждений в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Сохранить и улучшить здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Система оздоровительной работы
в дошкольных образовательных учреждениях
Система оздоровительной работы с дошкольниками является не просто суммой разнообразных методов и приёмов, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач физического развития и оздоровления.
Цель оздоровительной работы с детьми в ДОУ : сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения здоровья.
Задачи оздоровительной работы с детьми в ДОУ :
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
6. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.
7. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.
8. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Основные принципы построения оздоровительной работы с
детьми в ДОУ :
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Система оздоровительной работы проходит через следующие разделы:
- Укрепление материально – технической базы ДОУ.
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы:
- физкультурный зал с разнообразным спортивным оборудованием, которое позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
- на территории детского сада должны быть оборудованы спортивная площадка и нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке;
- спортивная площадка для занятий на воздухе должна быть оснащена необходимым инвентарё м и оборудованием: «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастическими стенками турниками и бумами;
- наличие разных видов картотек;
- наличие спортивных уголков в группах, где дети могут заниматься как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
- кабинет педагога-психолога.
Работа с детьми включает в себя:
1. Полноценное питание.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- гигиена приёма пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели.
2. Система эффективного закаливания.
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и её длительности; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей; облегченная одежда для детей в детском саду; зарядка после сна;
полоскание рта прохладной водой.
3. Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду :
- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);
- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания : физические занятия в зале и на спортивной площадке; дозированная ходьба; оздоровительный бег; физкультминутки; физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
утренняя гимнастика; индивидуальная работа с детьми;
НОД по физическому развитию разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач: традиционная; игровая (в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности); сюжетно - игровая, дающая более эмоциональные впечатления; НОД – тренировки (закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр); НОД в форме оздоровительного бега; НОД, основная часть которой носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика, логоритмика).
4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
- соблюдение режимных моментов: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
- оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- достаточный по продолжительности дневной сон детей.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
5. Создание представлений о здоровом образе жизни.
- привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
- систематическая работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
6. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка; - создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом; - организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе; - рациональное применение музыкотерапии; -использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.
7. Профилактическая работа.
Осуществляет инструктор по физической культуре, воспитатели.
Она включает в себя: физкультурные занятия босиком; подвижные игры и физические упражнения на улице; утреннюю зарядку на улице; гимнастика после сна; спортивные игры и соревнования; элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья; общекорректирующие упражнения; элементы психогимнастики, релаксации.
9. Летне-оздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы :
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
- физкультурные занятия на спортивной площадке;
- физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;
- купание в плескательном бассейне;
- витаминизация: соки, фрукты.
Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
- просветительная работа;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья;
-обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
- знакомство и внедрение в практику работы новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
- разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе.
- диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
- диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду.
- внедрение сбалансированного разнообразного питания.
- пропаганда здорового образа жизни.
- обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Задачи работы с родителями :
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
- вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
- включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Используются следующие формы работы с родителями : проведение родительских собраний, консультаций; беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. - дни открытых дверей; экскурсии по детскому саду для вновь прибывших; круглые столы с привлечением специалистов детского сада; организация совместных дел.
Методы, используемые педагогами в работе : анкета для родителей; беседы с родителями; беседы с ребёнком; наблюдение за ребёнком; изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми; посещение семьи ребёнка.