Ирина Трунова
Консультация для воспитателей «Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед совершенствует и речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их, то есть те навыки и умения, которые были получены на логопедических занятиях.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование и развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых умений и навыков. Перед воспиталем группы детей с ОНР стоят коррекционные и общеобразовательные задачи.
Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных, так и на занятиях по познавательному развитию, художественно – эстетическому и трудовому развитию, и других видах самостоятельной и совместной с взрослыми детской деятельности.
Овладение воспитателем методами и приёма обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию и формированию речи дошкольников.
На занятиях рекомендуется использовать следующие приё мы и методы: объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала (который должен быть реалистичным, целесообразным, соответствовать возрастным особенностям, речевые упражнения, самостоятельная оценка собственной и сверстников речевой деятельности.
При проведении того или иного НОД педагогу необходимо находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов, для повышения активности и самостоятельной деятельности детей.
При работе над пересказом (вид монологической речи, в группе для детей с ОНР воспитателю необходимо учитывать следующее:
- на первом этапе сформировать у детей подробному пересказу, затем выборочному, и на третьем этапе - творческому пересказу.
Подробный пересказ воспитывает навык последовательного полного изложения мысли.
Выборочный пересказ формирует умение отделять более узкую тему от общего текста.
Творческий пересказ воспитывает воображение, формирует умения и навыки использовать впечатления из собственного жизненного опыта и совё отношение к данной теме.
Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующее:
- высокую художественную ценность, идейную направленность;
- динамичность, лаконичность, образность изложения;
- чёткость и последовательность изложения. Развёртывания действий. Занимательность содержания.
Помимо этого необходимо учитывать доступность содержания литературного произведения, учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей.
При обучении детей пересказу, воспитателю необходимо использовать следующие методы и приё мы:
- дву и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ и рассматривание иллюстраций по произведению, речевые упражнения, точные указания педагога относительно выполнения того или иного задания. О правильном их использовании будут свидетельствовать результаты детей во время НОД.
Любому виду пересказ должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысла и выразительности. Это поможет детям овладеть причинно – следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен.
Следующей формой работы над формированием и развитием связной речи, является составление рассказов по картине.
Выделяют следующие виды НОД по обучению детей рассказыванию по картине:
- составление описательного рассказа по предметной картине;
- составление описательного рассказа по сюжетной картине;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту;
- составление рассказа с элементами творчества;
- завершение рассказа по готовому началу;
- прослушивание текста и нахождение в нём смысловых ошибок;
- составление рассказа – описания о любимой игрушке, или той игрушки, о которой мечтаешь или которую хочешь получить в подарок.
На занятиях с использование картины ставятся разнообразные задачи, которые зависят от содержания используемого материала:
- формировать у детей умение правильно понимать содержание картины;
- воспитывать чувства, которые вызывает та или иная картина;
- формировать умение составлять связный рассказ по картине;
- активизировать и расширять словарный запас.
К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются следующие требования:
- точная передача сюжета, целесообразность использования языковых средств, самостоятельность.
У детей формируются умения и навыки по описанию события, указывая место и время действия, придумывание того что было и того что ещё будет. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.
Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным по содержанию материалом, в данном виде детской деятельности формируется и развивается чувства коллективизма.
Одним из важных заданий является, составление по картинам рассказов – загадок, которые можно использовать в разнообразных видах деятельности.
Таким образом, так как дети с ОНР испытывают затруднения при пересказе и составлении рассказа по картине, можно выделить основные направления коррекционной работы:
- составление предложений по двум предметным картинкам, с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными предложениями;
- восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку, одно или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах, отсутствует начало или конец предложения;
- составление предложений по «живым картинкам», с демонстрацией действий на доске;
- восстановление предложений по смысловой деформацией;
- отбор слов из названных педагогом, и составление с ними предложения.
Постепенно у детей формируются умения располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова.
Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависит от содержания, условий и форм общения ребёнка с окружающими.
Связная речь - это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР это форма сама не формируется, это проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.