Колпакова Анжелла Александровна
Консультация для воспитателей «Фольклор — жемчужина народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Для меня фольклор – это точка отсчёта или первая ступень в развитии ребёнка. И начинается этот отсчёт, как только это маленькое чудо переходит порог моей группы. Это самый сложный период для ребёнка – период адаптации. Когда нужно привыкнуть к большой комнате детского сада, к незнакомым людям, к новому режиму. И в этот момент «божественная сила» под названием фольклор является незаменимым помощником, помогая установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэзия пестования (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки) составляют первую группу детского фольклора. Особенно радует детей пестушки с целью позабавить, попестовать (понянчить, обласкать). В пестушках отражаются традиции русского народного воспитания – относиться к малышу как к несмышлёнышу (в связи с малым возрастом, а потому требующему опеки, внимания, наставления, обучения, уму разуму. Эти короткие стишки и песенки сопровождаются физическими движениями, способствующие развитию малыша и благополучному эмоциональному состоянию.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Пестушка «Потягушеньки»
Потегушеньки,
Порастушеньки,
В ножки – ходушеньки.
В роток - говорок,
А в голову – разумок.
Или
Большие ноги
Шли по дороге:
То - оп, то - оп, то – оп.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ – топ - топ, топ – топ – топ, топ!
Топ - топ - топ, топ – топ – топ, топ!
Пестушки притягивают малышей эмоциональной игровой ситуацией, вызывают неподдельный интерес. Немаловажную роль играют потешки. Потешка характеризуется определённым сюжетом и разыгрывается с помощью действий пальчиками, ладошками, кулачками и т. д. Например:
Ладушки, ладушки
Пекла бабка оладушки
Маслом поливала,
Детушкам давала,
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два
Хороши оладушки
У моей бабушки!
Наряду с потешками применяю прибаутки. Они представляют собой своего рода приговаривание (наказы, предостережения).
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Дедкам спать не даёшь?
Или
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ, топ
Глазками хлоп, хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Того забодает, забодает, забодает.
Прибаутки сопровождаются выразительной мимикой, жестами, акцентами в интонации.
В режимные моменты входит дневной сон. И сюда подключается колыбельная песня – баюкающая интонация успокаивает малыша:
Баю бай, баю бай,
Ты собачка не лай,
Белолапа не скули,
Мою Нину не буди!
И когда мы пропеваем эти песенки, то ребёнок чувствует защищённость. Большинство песенок, потешек, прибауток создавались в народе в процессе труда, в природе, в быту. И отсюда их чёткость, ритмичность, краткость, выразительность. Народный фольклор оказывает нравственное влияние. Пробуждает в ребенке чувство симпатии, любви ко всему живому, интерес и уважение к труду. Образы, создаваемые в колыбельных песнях близки и понятны детям с самого рождения (это котенька – коток, заиньки, собачки). Колыбельные песни просты по своему содержанию: «люли – люли - люленьки», «баю – баю – баеньки». Они способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, учатся понимать «доброе и злое». Интересное содержание, богатство фантазии, яркие образы доставляют малышам радость. Дети приобщаются к культуре своего народа и развивают речь.
Во время режимных моментов: например, во время кормления как трудно бывает порой накормить малыша. Ведь столько интересного вокруг. В помощь потешки, которые проговариваю или пропеваю во время кормления:
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка
Из густого молока,
Да из манной крупки
У того, кто кашу ест,
Вырастут зубки.
Порой заставить малыша умываться очень тяжело. С помощью потешек можно заинтересовать ребенка и превратить это занятие в игру:
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При одевании на прогулку:
Даша варежки надела,
Ой, куда я пальчик дела
Даша варежку сняла,
Посмотрите - ка, нашла!
При пении песенок и потешек применяют народные инструменты: дудочки, колокольчики и т. д.
И вот от простейших игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок. От строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Сказки служат нравственному воспитанию. В ней осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекают народные явления. Так из года в год, начиная с раннего возраста и до школы, весь день ребята соприкасаются с фольклором. Большое место занимает в нравственном воспитании детей пословицы и поговорки. Их можно назвать энциклопедией этических представлений русского народа. Они говорят о том, как и чему следует учить и как воспитывать детей, выражают отношение к труду и к людям труда. Через пословицы и поговорки, посвященные труду педагоги формируют понимание важности труда в жизни человека. Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю: «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха».
Пословицы и поговорки образуют влияние на важность здорового образа жизни: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Пословицы и поговорки влияют на развитие ума, образного мышления, развитию воображения, способствуют разностороннему развитию речи детей.
К детскому фольклору относятся игровые заклички, жеребьёвки, сатирические считалки, дразнилки, отговорки, поддевки. Это детский фольклор используется детьми старшего дошкольного возраста в повседневной жизни, в них заложен потенциал эмоций и чувств, которые пробуждают детей фантазировать, придумывать, варьировать, создавать новые продукт собственной деятельности, развивать артистические качества, инициативу, лидерские способности, самостоятельность и умение анализировать и оценивать ситуацию.
Очень важна и работа с родителями. Необходимо рекомендовать им как можно шире использовать устное народное творчество. Я привлекаю родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам. Провожу кружковую работу по ознакомлению с народными традициями.
Долгое шлифование фольклора привело по сути к образцам норм поведения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Можно сказать, что фольклор это жемчужина народного творчества, которое оказывает воздействие на разум, на чувства ребенка, на развитие и воспитание детей.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- В обучении правильному произношению;
- В приобщении детей к русской культуре;
- В беседах, наблюдениях, в подвижных играх, играх на развитие мелкой моторики, в театральной деятельности, в инсценировках.
Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Русские песни, предания, пословицы наконец русские сказки, без сомнения, заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они хранилище русской народности».