Ольга Чистякова
Консультация для воспитателей «Если ребёнок не слушается»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребёнок не слушается
Ребёнок не слушается, не желает одеваться, убирать игрушки. При этом ведё т себя не лучшим образом: кричит, плачет, может размахивать руками, либо "набычившись", отказывается с вами разговаривать. Что делать в этом случае?
ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ РЕБЁНКА
Просто назовите чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребёнок. Если вы ошибаетесь, он вас поправит. Но признание чувств - первый шаг к сотрудничеству!
Публикация «Консультация для воспитателей „Если ребёнок не слушается“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Если вы признали и назвали чувства ребёнка, это не означает того, что вы после этого должны разрешить продолжить озоровать, не убирать игрушки, обижать ребят и т. д. Признание чувств - лишь этап, но этап важный, настраивающий вас обоих на сотрудничество.
ОТВЛЕЧЕНИЕ
Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего - в 1,5-3 года. Суть его заключается в том, чтобы переключить внимание ребёнка.
СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!
Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой займётся любимая кукла или мишка (любая игрушка). Вместе модно есть и кашу, и в садике одеваться, и спать ложиться, и играть. Детям очень нравятся "живые" игрушки-перчатки",надеваемые взрослыми на руки. Так можно устроить целое представление и с удовольствием сделать то, что было предметом спора. Игра - единственное состояние для дошкольника, и такой приём тут же переключает ситуацию.
ПРЕДОСТАВЬТЕ ВЫБОР!
Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности и по сей день. Вместо того, чтобы выдвигать прямое требование, предоставьте ребёнку выбор.
УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
Убеждение - это ещё не требование. Убеждение - Это способ передать ребёнку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так. Но длинные монологи взрослых, не предполагающие активного участия ребёнка, имеют весьма невысокую эффективность. Хорошо, когда взрослый не только старается убедить ребёнка, но и обсуждает с ним ситуацию. Обсуждать - значит вести диалог. Обсуждать - значит побуждать ребёнка к тому, чтобы он обдумал ситуацию и сам нашёл несколько способов поведения в ней.
ТРЕБОВАНИЕ
Есть ситуации, когда применимо строгое, бескомпромиссное требование. Сначала нужно со всей строгостью прекратить "безобразие, а уж потом вести беседы. Вы коротко высказывайте требование ("Прекрати" или "Сделай. ") и, если есть время, даёте предельно краткое пояснение - почему. Требованиями, конечно, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они не столь редко, и чем младше ребёнок,тем, пожалуй, чаще. Ведь круг опасных ситуаций для него пока не очерчен, а значит, взрослый действительно "знает лучше". И только после этого, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно её обсудить.
НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!
Открытый протест, истерики, нытьё, споры ребёнок использует как средство, чтобы ему всё же разрешили то, что хочется, или не заставляли делать то, чего он не желает. Таким способом ребёнок порой прибегает к манипуляции вами.
Если воспитатель долго работает с детьми, то он вполне может различать искренний обиженный плачь или манипуляторный плачь("посмотрите как я несчастен"). Во втором случае нужно сказать ребёнку, что его приёмы на вас не действуют и ваше мнение останется неизменным.
И главное, быть последовательными: не разрешили, так не разрешили; настаивайте на своём, так уж до конца. Иначе вы рискуете надолго стать жертвами детских манипуляций, когда он будет "ведущим", а вы - "жертва".