МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Дыхательные и звуковые игры и упражнения»

Ольга Пахомова
Консультация для воспитателей «Дыхательные и звуковые игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы

Без еды человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха - всего несколько минут. Новорожденный ребенок сразу дышит правильно (глубоко и через нос). однако со временем, под воздействием разных факторов (неправильное питание,малоподвижный образ жизни, частые простуды) этот навык им утрачивается. Поэтому, для сохранения здоровья детей очень важно учить их правильному дыханию. в этом могут помочь дыхательные игры и упражнения.

Дыхательные игры

Игра «Пора вставать»

Публикация «Консультация для воспитателей „Дыхательные и звуковые игры и упражнения“» размещена в разделах

Цель: разделение ротового и носового дыхания; обучение чередованию произвольного расслабления и напряжения мышц тела.

Дети спокойно сидят на стульчиках на небольшом расстоянии друг от друга, руки лежат на коленях. Голова опущена, глаза закрыты. Дети «спят».

Педагог (шепотом) : Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки Потихонечку сопят.

Вот так!

И делает шумный вдох носом, затем выдох ртом со звуком «Хо-о-о-о!».

Дети подражают. Вдохи и выдохи повторяются несколько раз, и вдруг педагог громко произносит:

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, бросив руки вдоль туловища и опустившись на полную ступню, делают выдох. Это повторяется несколько раз.

Педагог: А, проснулись? Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают ему (словами приветствия или кивком головы) и вместе с педагогом:

Солнце встало! Хватит спать!

Хватит спать! Пора вставать!

Здравствуйте! (Протяжно.)

Игра «Поехали!»

Цель: развитие речевого дыхания; отработка изолированного произнесения звука «ш».

В середине зала стоят по кругу 6—8 стульчиков спинками к центру круга — это «автомобили». На спинках висят «рули» (небольшие обручи).

Педагог: Сейчас дети покатаются па машинах.

Только вот беда: спустили воздух колеса.

Надо их накачать.

Дети подходят к «машинам» и по сигналу взрослого и его показу начинают «накачивать шины», соразмеряя вдох-выдох (нагнулись-разогнулись). Вдох - «Ш-ш-ш» (выдох).

Педагог: Отлично накачали, можно ехать!

Дети садятся верхом на стульчики и, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая:

За-ве-ли ма-ши-ну,

Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!

На-ка-ча-ли ши-ну,

Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! (2 р.)

Педагог: Улыбнулись веселей и поехали быстрей!

(Взрослый показывает темп езды).

Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш!

Теперь дети не «крутят руль», а притоптывают поочередно то правой, то левой ногой, издавая звук «Ш», постепенно замедляя «ход машины».

Педагог: Приехали!

Дети: При-е-ха-ли!

Игра «Птички»

Цель: отработка длительного плавного выдоха.

Дети сидят полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. У каждого в левой руке легкая маленькая яркая бумажная птичка, прикрепленная к нитке в 20-25 см. Правая рука свободно лежит на колене.

Все хором: Птичка, птичка, полетай, полетай!

С нами, с нами поиграй, поиграй! (2 р.)

ФУУУУУУУ! ФУУУУУУУ-'

Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы «трубочкой», дети, произнося звуки, делают выдох.

Затем, сделав вдох, снова произносят эти звуки, выдыхая. При этом птичка подлетает вверх несколько раз.

В конце игры дети подставляют ладонь правой, вытянутой вперед руки, на которую и садится птичка.

Дети: Птичка устала. Села отдыхать.

Данную игру можно разнообразить, подвесив к нитке воздушные разноцветные шарики.

Шарик, шарик, отлетай!

С нами, с нами поиграй!

И т. д.

Игра «Разноцветные шары»

Дети стоят или сидят на стульчиках. Вверху натянута толстая нитка так, чтобы прикрепленные к ней воздушные шары находились перед лицами детей на расстоянии 30—40 см.

Под музыку любого легкого вальса и дирижирование взрослого дети стараются дуть на шарик, делая поочередно глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Звуковые упражнения

«Покорители космоса». Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полету:

1. Полет на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.

2. Полет на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

3. Полет к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появление легкости, радости. (На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс негативной энергии).

«Гудок парохода». Через нос дети набирают воздух, задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6 (вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный).

«Полет самолета». Дети-самолеты летают со звуком «у». При выполнении упражнения «пилотаж-взлет»звук «у» как бы вибрирует в области головы, а «при посадке» звук «у» вибрирует в области груди. Для того, чтобы это ощутить, ребенку предлагается «включить» воображение, т. е. вообразить, что этот процесс происходит.

Примечание: именно поэтому мы включили раздел «воображение ребенка» в начало пособия, т. е. всякие звуковые игры должны вводиться в мир ребенка только после того, как он научится сознательно включать свое воображение.

Звуковая игра (в частности, со звуком «у») регулирует кровяное давление ребенка, учит дышать.

Подобную функцию выполняет упражнение со звуками «Иа», например, игра «Упрямый ослик». Суть ее в том, что выбираются «ослики» и «погонщики», функции которых различны.

Детям необходимо предложить побывать и в том, и в другом качестве: в этом нравственный аспект игры.

Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, т. к. не хотят идти дальше. Погонщики их уговаривают, но ослики выражают протест. Они начинают кричать: «и-a», «и-a». Учитывая, что это игра, воспитатель должен четко осуществить режиссуру, выделить нравственные аспекты ее, показать, как нужно обращаться, если возникли препятствия. Отсюда и речь их носит вопросительно-ласкательный характер. Они обращаются по имени к ослику, но в нем всего два звука — «И-a». А теперь двустишие:

«Что же ты хочешь, мой милый «и-а»?

Сеча, лепешек иль молока?»

Важно направить внимание детей на то, что ослик прекращает кричать, прислушивается, получая желаемое, но интонация у него уже другая — благодарственная.

Это упражнение подобно упражнению со звуком «у». Очень важно, чтобы, проигрывая каждый звук, пропевая его, ребенок умел ощутить разницу; сравнить, что с ним происходит, когда он произносит тот или иной звук «капризно», когда «благодарственно», почувствовать, что звук, произнесенный с благодарственной интонацией, приносит больше радости, а, следовательно, отметим мы, — способствует здоровью. По такому же принципу необходимо реализовывать и последующие упражнения. Например, «Плакса».

Звук «и» укрепляет голосовые связки.

«Плакса». Ребенок «плачет», но в плаче преобладает звук «ы». Воспитатель должен направить внимание ребенка на то, чтобы он сам услышал звук во время плача, издаваемый им самим. Вместе с тем, малыш должен проанализировать те ощущения, которые у него при этом возникают, но т. к. эта игра коллективная, то воспитатель включает в осмысление, ощущение этих звуков и их влияние на организм и других детей, но учитывая их желания.

«Что ты плачешь «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри!

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать!»

— После чего плакса перестает плакать, и дети пляшут.

Звук «ы» снимает усталость. По данному принципу строятся и динамические звуковые игры, предлагаемые ниже.

«Часики». Положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Дети размахивают прямыми руками вперед-назад, произнося при этом: «тик-так».

«Трубач». Положение: сидя. Кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх над собой. Дети медленно опускают руки и на выдохе произносят звук «п-ф-ф-ф».

«Петушок машет крыльями». Положение: стоя прямо с опущенными руками. Руки поднимаются в стороны, затем опускаются с одновременным похлопыванием по бедрам. При этом: выдох с произнесением «ку-ка-ре-ку».

«Каша кипит». Положение: сидя. Одна рука лежит на животе, другая — на груди (левая или правая — как ребенку удобно). На счет «раз» — дети втягивают животики и набирают воздуха в грудь — вдох; на счет «два» — опускают грудь и выпячивают животик — выдох. В процессе выдоха громко произносят звук «ф-ф-ф».

«Паровозик». Дети ходят по комнате, выполняя попеременно движение руками и приговаривая «чух-чух-чух».

«На турнике». Положение: стоя, ноги вместе. В руках перед собой дети держат гимнастическую палку. На счет «раз» палка поднимается вверх с одновременным подтягиванием на носках, вслед за палкой — вдох. Положение фиксируется, вдох задерживается. На счет «два» — палку опускают на лопатки, производя при этом длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф».

«Охотники». Положение: стоя, палка, изображающая фоторужье, в руках. Детям предлагается идти медленно, высоко поднимая колени, чтобы не производить шума в высокой траве. Им поставлена задача увидеть как можно больше и не спугнуть жителей леса (зверей, птиц). На два шага — вдох, на 6—8 шагов — выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ше».

«Регулировщик». Положение: стоя, ноги — на ширину плеч. Одна рука поднимается вверх, другая отводится в сторону. На раз — вдох носом, затем положение рук меняется с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р».

«Маятник». Положение: стоя, ноги — на ширине плеч. Палка — за спиной, на нижних углах лопаток. На счет «раз» — наклон туловища влево (вправо). При наклоне производится выдох с произнесением «ту-у-у-х-х-х».

«Семафор». Положение: сидя, ноги сдвинуты вместе. На счет «раз» руки поднимаются в стороны, на счет «два» — медленно опускаются вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с».

«Лев». Положение: свободное. Детям предлагается растопырить пальцы (когти) и изобразить льва, который готовится к нападению. Звук агрессии : «р-р-р».

«Кто быстрее». Упражнение носит соревновательный характер, но оценивается оно не по принципу «кто быстрее» всех на одном выдохе произнесет «Да-да-да-да.», а по принципу — как увеличивается количество «да» при повторных упражнениях индивидуально у каждого («Я сейчас и Я после»,

Литература

Татарникова Л. Г., Симошина Л. В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении / СПб ГУПМ. – 2002.

Публикации по теме:

Дыхательные упражнения для детей 2–3 летДыхательные упражнения для детей 2–3 лет Детей в раннем возрасте интересуют яркие, необычные сюжеты. В своей работе для дыхательной гимнастики я приготовила разные игры. Ниже представлены.

«Игры с пением» (консультация для воспитателей ДОУ) «Игры с пением» (консультация для воспитателей ДОУ) Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№3 г. Лебедянь Детям, особенно в младшем возрасте,.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры»Консультация для воспитателей «Дидактические игры» Дидактические игры являются действенным методом обучения и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Игры способствуют познавательному.

Дыхательные упражнения с картинками, выполненными в технике «Бумагопластика»Дыхательные упражнения с картинками, выполненными в технике «Бумагопластика» Опыт работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, показал, что малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия» Консультация для родителей «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия» Очень часто в последнее время у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей и родителей «Упражнения по развитию мелкой моторики» У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук,.

Консультация для воспитателей Подвижные игры и упражнения между занятиями Консультация для воспитателей Подвижные игры и упражнения между занятиями Современный этап развития российского общества характеризуется.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры В. Воскобовича» Геоконт. «Умелые лапки» - это игровое пособие с заданиями к своеобразному конструктору «Геоконт». Развивающая игра В. Воскобовича «Геоконт».

Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами» Всем известно, что дети дошкольного возраста гораздо быстрее усваивают любой материал в игровой занимательной форме. С помощью игры они.

Консультация психолога «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей 5–7 лет» Игры с формами, разрезные картинки, пазлы по возрасту. Игры с мелкими предметами, конструктором, бумагой..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дыхательные и звуковые игры и упражнения»
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 18:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дыхательные и звуковые игры и упражнения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пахомова (УИ 110174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД