Елена Машарова
Консультация для воспитателей «Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач, от решения которых зависит психосоциальное и духовное здоровье детей.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Публикация «Консультация для воспитателей „Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Работая над проблемой духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста средствами музыки, можно использовать средства музыкального фольклора. Народной музыке может передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.
Считаю, что фольклор является актуальным средством духовно-нравственного развития, поэтому советую использовать его в различных видах деятельности, прежде всего в режимных моментах, которые занимают много времени в педагогическом процессе с детьми. Такие режимные моменты как одевание, прием пищи, укладывание спать сопровождать различными жанрами устного народного творчества: потешками, песенками и т. п… Например, при мытье рук читать детям потешки: «Водичка, водичка.», «Ай, лады - лады - лады.», «В ручейке вода струится.», на прогулке на свежем воздухе использовать игры: «Я загораю». «Я на солнышке лежу», «Ножки, ножки, где вы были?», «Солнышко – колоколнышко…» и т д. Потешки, песенки, прибаутки, заклички и т. п. способствуют созданию положительно эмоционального настроения.
Большое внимание уделите обрядам, праздничным обрядам, таким как, Масленица, Пасха, Троица. Встречая и провожая Масленицу, зазывайте весну, закликайте птиц, приносите веточки вербы и ждите пока они распустятся. На Пасху устраивайте конкурс на самое красивое яичко к Христову дню. Празднуя Троицу, особое место уделяйте берё зе: проводите обряд завивания венков, украшение березки, водите хороводы. Прощаясь с осенью, провожайте её песнями, играми, хороводами.
Используя в свободной деятельности детский фольклор, вы помогаете детям расти здоровыми (пестушки, веселыми (прибаутки, потешки, спокойными (колыбельные). В свободной деятельности уделяйте большое внимание чтению сказок, рассказов, слушая которые ребенок также учится сопереживать, различать добро и зло. Читая детям рассказы и сказки о животных, о бережном отношении к ним, заботе о них, подбирайте музыку, песни, соответствующие теме.
Рассматривая картинки с изображением птиц можно прослушать песню «Воробушки в мороз» муз. М. Красева, сл. А. Барто. Рассматривая картинку с изображением птиц весной, прослушайте музыку М. Сидви «Весеннее щебетанье».
Формируя у дошкольников духовно – нравственные ценности, приобщайте их к классической музыке, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Во время игр тоже можно слушать музыку. Например, во время дидактической игры «Кукла заболела», слушаем - «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из детского альбома П. Чайковского).
Читайте детям сказки, беседуйте, обсуждайте музыкальные произведения. В результате у детей сформируются основы музыкальной культуры, способствующие развитию общей духовной культуры.