Клара Михайловская
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МО БДОУ Динской район «Детский сад № 50»
Консультация для воспитателей на тему:
«Роль индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель: Михайловская К. К.
«Где-то в самом сокровенном уголке
сердца у каждого ребенка своя
струна, она звучит на свой лад, и
чтобы сердце отозвалось на мое
слово, нужно настроиться самому на
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Роль индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
тон этой струны» В. А. Сухомлинский.
Каждый ребёнок уникальный в своём роде, в его индивидуальность можно всматриваться бесконечно и открывать то, чего не было подмечено ни в одной другом. Помня об этом педагог призван с большой внимательностью, в ходе наблюдений подмечать особенности каждого воспитанника. И именно на этих наблюдениях строить планы индивидуального подхода или индивидуальной работы с детьми. Всем известно, что систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основой педагогического процесса.
Ежегодно в начале учебного года мы ставим цели, стремимся к их реализации не только на бумаге. А уже в конце года подводим итоги. И самая большая радость для педагога является именно достижение этих целей, когда мы видим что малыши стали на ступенечку выше, их развитие шагает вперёд, и именно от нас во многом зависит успех наших воспитанников. Что может быть лучше той награды, как благодарные слова родителей, сияющие глаза детей.
Для достижения долгосрочных целей педагог обязан задать нужный вектор для направления как целой возрастной группы, так и, что, наверное, еще важнее, и каждого ребёнка в отдельности. Особенно ярко дети проявляют свою индивидуальность во время самостоятельной деятельности. Внимательное наблюдение педагога даёт нам многие подсказки, как подобрать ключик к каждому из детей.
Современные дети очень рано бывают научены пользованию различными видами гаджетов. И как бы нам не хотелось, но эта тенденция растёт и дети все больше времени проводят у экранов компьютеров, планшетов. телевизоров и других современных устройств. Соответственно подрастающее поколение уже воспринимает наглядный материал без особого интереса. Всегда шагая в ногу со временем, педагогам приходится изучать много новой информации, чтобы быть на шаг впереди и уметь использовать современные методы работы. Ведь, умея играть на скрипке или другом инструменте человек дарит прекрасное, но без этого навыка эстетическое расстройство. Давайте подумаем о том, что все виды гаджетов это также инструменты и наша задача научиться на них «играть».
Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.
Цели индивидуальных занятий в детском саду
В зависимости от особенностей и способностей детей, темпа их развития им зачастую показаны индивидуальные занятия. Цели индивидуальной работы в детском саду могут быть различными. Если у ребёнка имеются логопедические трудности, общее недоразвитие речи, психологические проблемы или особенности физического здоровья (нарушение зрения, слуха и т. п., отставание в обучении, частые пропуски дней в саду, стеснительность, то индивидуальные занятия будут носить корректирующий характер и направлены на развитие дошкольника в комфортных для его здоровья условиях по специально подобранной методике. В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей. Если же речь идёт об одарённом ребёнке с заметными склонностями к творчеству или точным наукам, то целью индивидуальных занятий будет развитие способностей ребёнка. При этом стоит учитывать, что абсолютно все дети разные, и индивидуализация обучения каждого ребёнка в группе — это достижение педагога, требующее немалых усилий. Более конкретные цели зависят от тематики занятия и возраста ребёнка. Специалистам ДОУ желательно находить подход к каждому ребёнку и давать детям задания разного уровня сложности, даже если не требуется коррекция или развитие особых талантов.
Мотивирующее начало индивидуального занятия
Первое и, пожалуй, самое главное это заинтересовать ребёнка. Важно понимать, что ребёнок не обязан хотеть усвоить что-либо новое, оно должно завладеть его вниманием. Высокий профессионализм воспитателя поможет сделать так, чтобы интерес появился в начале занятия и не угасал до его конца.
Если ребёнку в течение долгого времени нужно пройти цикл из индивидуальных занятий по определённой теме, например, занятия с логопедом, то можно использовать для повышения мотивации дневник достижений. Особенно актуально это будет для ребят 5—7 лет. Оформить его можно как тонкий блокнот или тетрадь, куда педагог по итогам каждого занятия вклеивает наклейку за определённое достижение ребёнка (например, справился с заданием очень быстро или не сделал ни одной ошибки на занятии, или у ребёнка наконец начало получаться читать по слогам). Для повышения мотивации к обучению можно использовать компьютерные технологии, тем более что сейчас есть достаточно игровых развивающих и корректирующих программ для дошкольников. Любая индивидуальная работа с ребёнком направлена на создание оптимальных условий для его всестороннего развития. А правильно организованная индивидуальная работа дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение. Каждый педагог, планируя такие занятия, должен отталкиваться от их цели и задач, продумывать ряд приёмов, подходящих конкретному воспитаннику. Грамотное планирование, а также мотивация дошкольника на познавательную активность являются залогом успешного занятия.
Система индивидуальных занятий
Занятия проводятся один на один с педагогом или в малых группах до трёх детей со сходными проблемами. Возможно также давать небольшие индивидуальные задания таким ребятам на общих для всех занятиях и прогулках. Например, когда воспитатель гуляет с детьми, можно давать отдельные мини-задания, нацеленные на физическое воспитание. В первой половине дня чаще всего это занятия по познавательному развитию, а после обеда — по развитию движений, рисованию, конструированию и др. Режимные моменты — это тоже возможность для индивидуальной работы: малыши учатся культурно-гигиеническим навыкам во время умывания и одевания, а также правильному пользованию посудой и бытовому самообслуживанию во время приёмов пищи. Такая индивидуальная работа ситуативна, её трудно ограничить по времени и строго регламентировать.
Задачи и приёмы индивидуальной работы в ДОУ
Согласно ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, при обучении дошкольников в детском саду должны учитываться их индивидуальные особенности (состояние здоровья, жизненная ситуация, возраст и т. п., а также особенности целых категорий групп воспитанников (например, дети с общим недоразвитием речи). И в целом стандарт активно продвигает индивидуализацию дошкольного образования. Предполагается 2 основных направления работы: индивидуальный подход к каждому ребёнку в смешанной группе и индивидуальные занятия с детьми, которым они требуются. В любом случае и те и другие занятия должны обеспечить каждому воспитаннику всестороннее развитие с коррекцией его недостатков и улучшением способностей. В ходе индивидуальной работы с воспитанниками ДОУ решается ряд задач и используются определённые приёмы работы.
Осуществление индивидуальной работы в течение дня в соответствии с режимом Циклограмма индивидуальной работы на группах:
• беседы с родителями во время утреннего приёма о самочувствии ребёнка, поведении
• предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержанием при подготовке к завтраку и во время его прохождения обращать внимание на оказание помощи детям не вполне владеющими культурно- гигиеническими навыками
• привлекать детей к работе в уголке природы
• проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии
• в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала
• воспитывая навык одеваться на прогулку, уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу
• на прогулке осуществляются различные цели преодоления застенчивости ребёнка, вовлечение его в коллектив, развитие наблюдательности, подготовка к участию в занятиях, воспитание трудовых навыков
• уделить внимание детям, которые проявляют особый интерес к какой- либо деятельности, выделяя её среди других
• разучивание стихов, скороговорок с детьми, страдающими затруднениями в речи
• общаясь вечером с родителями рассказать о деятельности ребёнка в течении дня, ответить на их вопросы, дать рекомендации на интересующую их тему
Ребёнок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетённых друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребёнка» то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Это опыт, проявляющийся от общения с ребёнком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребёнке видит личность. Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них.